Главная » Развитие ребенка

Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка

ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛОГО РЕБЕНКА.

Основой для специальной психологии и специальной педагогики послужило заключение Л.С. Выготского о том, что развитие психики детей с проблемами в развитии подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка. К таким закономерностям относятся следующие: цикличность психического развития, показывающее, что развитие имеет сложную организацию во времени; неравномерность психического развития, которая обусловлена активным созреванием мозга в определенные периоды жизни ребенка и наличием сенситивных периодов в развитии психических функций; определенная последовательность стадий развития психики; ведущая роль деятельности и речи в формировании высших психических функций; ведущая роль обучения в психическом развитии; пластичность нервной системы, обеспечивающая компенсацию одних функций другими; интеграция, которая представляет собой объединение разрозненных вначале психических состояний и свойств личности ребенка в устойчивые комплексы.

Большое значения для специальной психологии имеет положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития. Л.С. Выготский подчеркивал единство и взаимодействие биологических и социальных факторов в процессе развития. Л.С. Выготский подчеркивал, что «основной отличительной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция, расхождение обоих планов развития, слияние которых характерно для развития нормального ребенка». Выделение этих двух факторов имеет большое значение, так как нарушения психического развития могут быть вызваны и биологическими и социальными факторами.

Вопрос об общих и специфических закономерностях отклоняющегося развития был поставлен Л. С. Выготским в начале XX в. в
связи с формированием дефектологии как комплексной науки о
человеке, включающей разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития. Для более полного рассмотрения данной проблемы необходимо выделить условия нормального развития ребенка. Такие условия были сформулированы Г.М. Дульневым и А.Р. Лурия: нормальная работа головного мозга и его коры; нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов; сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром; систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и школе.

Шипицына Л.М. (ред.) Психология детей с нарушениями интеллектуального развития

Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. — М. Издательский центр Академия, 2012. — 224 с. — (Бакалавриат). — ISBN 978-5-7695-6875-6.

В учебнике раскрываются причины и суть умственной отсталости, как особой формы дизонтогенеза, ее этиопатогенез, характер, возрастная динамика психического развития, содержание и направления психодиагностической и коррекционно-развиваюшей работы, а также реабилитационные мероприятия для детей с умственной отсталостью. Вопросы своеобразия психического развития детей с нарушением интеллекта рассматриваются в аспекте социализации и интеграции.
Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 050700 — Специальное (дефектологическое) образование (квалификация бакалавр ).
Для студентов учреждений высшего профессионального образования. Может быть полезен преподавателям педагогических вузов по специальной педагогике и психологии, а также возрастной и клинической психологии, социальной педагогике.

Умственная отсталость как предмет научного познания .
Предмет и задачи дисциплины 'Психология детей с нарушениями интеллектуального развития'.
Учение об умственной отсталости: исторический экскурс.
Клинические аспекты умственной отсталости.
Классификации умственной отсталости.
Степени умственной отсталости.
Общие и специфические закономерности психического развития при умственной отсталости.
Психолого-педагогические методы изучения умственно отсталых детей.
Раннее и дошкольное детство умственно отсталого ребенка .
Когнитивное развитие умственно отсталого дошкольника.
Эмоциональное развитие умственно отсталого дошкольника.
Коммуникативное развитие умственно отсталого ребенка.
Умственно отсталый ребенок школьного возраста .
Развитие познавательных функций умственно отсталого школьника.
Формирование личности и самосознания умственно отсталого ребенка.
Эмоциональное развитие умственно отсталых детей школьного возраста.
Развитие коммуникативной сферы умственно отсталого школьника.
Пубертатный и постпубертатный возраст лиц с умственной отсталостью .
Полоролевое развитие лиц с умственной отсталостью.
Особенности нарушенного поведения детей и подростков с умственной отсталостью.
Семья как фактор социализации у умственно отсталого ребенка.
Литература.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Смотри также

М. Просвещение, 2005. – 272 с. Введение. Пояснительная записка. Краткая характеристика программы. Здоровье. Рекомендуемая литература к разделу Здоровье . Социальное развитие. Физическое развитие и физическое воспитание. Познавательное развитие. Сенсорное воспитание. Формирование мышления. Формирование элементарных количественных представлений. Ознакомление с.

  • 448,28 КБ
  • скачан 1369 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 20.11 18:33
  • будет удален через 14 дней

Спб: Речь 2003 Содержание История развития представлений об УО и определение понятия. Распространенность УО Этиология и патогенез УО. Дизонтогении Клиника наследственных заболеваний, сочетающихся с УО Синдромы УО-последствия внутриутробных повреждений плода Диагностика УО. Медико-генетическое консультирование Систематика форм УО Степени УО: легкая, умеренная, тяжелая и.

  • 111,31 МБ
  • скачан 195 раз
  • добавлен 30.11 21:55
  • изменен 06.12 22:17
  • будет удален через 14 дней

М. Академия, 2002. - 160с. Учебное пособие. В учебном пособии обобщены результаты многолетних, преимущественно отечественных исследований, освещающие психологические особенности познавательной деятельности и личности школьников с недостатками умственного развития. Описаны причины возникновения умственной отсталости, показана роль коррекционной специально организованной работы.

  • 180,55 КБ
  • скачан 206 раз
  • добавлен 11.04 00:58
  • изменен 19.04 07:57
  • будет удален через 14 дней

Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». — 3-е изд. перераб. и доп. — М. Просвещение, 1986. — 192 с. Общие вопросы психологии умственно отсталого ребенка: Определение понятия «умственная отсталость». Ошибки в толковании умственной отсталости. Психологическая характеристика состава учащихся вспомогательных школ. Особенности высшей нервной деятельности.

  • 250,97 КБ
  • скачан 395 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 12.05 16:11
  • будет удален через 14 дней

М. Айрис-пресс, 2005. — (Библиотека психолога образования). 46 листов альбома (стимульный материал) + методические рекомендации + обложка Аннотация Диагностические материалы являются результатом двадцатилетней практической работы. Они были апробированы на детях с различными вариантами отклонения в развитии (дизонтогенеза). Альбом включает как классические разработки, так и.

  • 73,34 МБ
  • скачан 4621 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 11.08 10:02
  • будет удален через 14 дней

Шипицына Л. М.; «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд. перераб. и дополн. — СПб. Речь, 2005. — 477 с. ISBN 5-9268-0386-1 В монографии представлены результаты комплексной диагностики и коррекции детей, подростков и молодых людей с умственной отсталостью. Особое внимание уделяется социализации и интеграции этих лиц в.

  • 3,46 МБ
  • скачан 271 раз
  • дата добавления неизвестна
  • изменен 18.04 01:47
  • будет удален через 14 дней

Лица с умственной отсталостью и задержкой психического развития

Нормативно-правовые основы психологического сопровождения лиц с нарушением слуха.

Сурдопедагогика как наука о воспитании детей с нарушением слуха.

Нормативно-правовые основы образования лиц с нарушением слуха. Система коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для лиц с нарушением слуха.

Теоретические основы коррекционной работы с детьми с нарушением слуха. Содержание образования в школах глухих и слабослышащих. Процесс обучения детей с нарушением слуха (закономерности, принципы, формы организации, методы, приемы и средства). Учет и оценка результатов обучения детей с нарушением слуха.

Трудовая деятельность неслышащих, ее особенности и роль в социальной адаптации.

Цель и задачи воспитания детей с нарушением слуха. Закономерности, принципы, формы, средства, методы и приемы воспитания. Взаимодействие школы семьи и общественных организаций в воспитании детей с нарушением слуха.

Современные инновационные и коммуникационные технологии в психодиагностической, психокоррекционной работе и в образовании лиц с нарушением слуха.

Психологическое консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и психологического сопровождения детей с нарушением слуха.

Умственная отсталость как тип отклоняющегося развития. Причины умственной отсталости и ее основные формы. Ядерные признаки умственной отсталости.

Степени умственной отсталости. Динамическая теория детского слабоумия К.Левина. Л.С.Выготский о психологической сущности умственной отсталости. Специфические закономерности психического развития умственно отсталого ребенка. Своеобразие процессов внимания, восприятия, памяти. Особенности двигательной сферы. Особенности развития мыслительной деятельности и речи умственно отсталых.

Характеристика эмоционально-волевой сферы и личностного развития лиц с умственной отсталостью.

Роль трудового воспитания в психологическом развитии и социальной адаптации умственно отсталых.

Вопросы диагностики и ранней психологической помощи детям с умственной отсталостью.

Задержка психического развития (ЗПР) как специфический вид дизонтогенеза: история выделения из детской популяции, представленность в популяции. Систематика ЗПР. Терминология, используемая для обозначения данной категории детей зарубежными специалистами.

Понятие минимальной мозговой дисфункции. Динамика проявлений минимальной мозговой дисфункции на протяжении онтогенеза ребенка.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как проявление минимальной мозговой дисфункции: психологическая характеристика, перспективы преодоления. Дифференциальная диагностика ЗПР от сходных состояний.

Психическое и социальное развитие дошкольников с различными формами ЗПР. Дефицитарность отдельных психических функций при ЗПР. Особенности формирования готовности к школьному обучению при ЗПР.

Основные тенденции психического и социального развития детей с ЗПР на протяжении школьного возраста. Концепция психологического сопровождения детей с ЗПР.

Источники: http://pedlib.ru/Books/6/0360/6_0360-20.shtml, http://www.twirpx.com/file/1601833/, http://bltandem.ru/lica-s-umstvennoj-otstalostyu-i-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Почему нельзя смешивать сцеженное молоко

Довольно часто кормящие мамы, которые далее...

Ребенка 6 месяцев урчит животе

Дети в возрасте до года развиваются далее...

Дидактические игры занятий развитию речи

Автор: Бодрова Наталья Львовна Организация: МБДОУ детский сад далее...

Можно ли давать ребенку яблоко

Свекрови и тещи далее...

Рвота ребенка лечение народными средствами

Периодически у каждого ребенка далее...

Популярные статьи

Интересно