Главная » Развитие ребенка

Почему ребенок отстает в психологическом развитии

Не отстает ли малыш в развитии?

Все молодые родители беспокоятся, как развивается их малыш, не отстает ли от сверстников, и не пропускают ли они, взрослые, по незнанию важные вехи в его жизни. Здесь на помощь приходят многочисленные таблицы и календари развития ребенка. но важно уметь ориентироваться в приведенных в них возрастных нормах.

Виды норм

Говоря о нормах развития ребенка, необходимо понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – это среднеарифметический показатель, т.е. результаты наблюдения за несколькими тысячами здоровых детей суммируют и делят на общее число обследованных. Такая норма – только ориентир, так как достижения малыша индивидуальны и могут отличаться как в меньшую, так и в большую сторону. (Пример: В 1 год дети начинают ходить).

При вычислении динамической нормы используют те же данные, но в результате представляют не конкретное значение, а диапазон, при котором показатели конкретного ребенка все еще отвечают норме. (Пример: Дети начинает ходить в возврате от 9 до 15 месяцев).

Конечно, в идеале для каждого малыша стоит определять должную норму. т.е. индивидуальную норму развития с учетом особенностей его организма и среднестатистической и динамической норм. Так, недоношенные дети нередко отстают в развитии на срок, который не досидели у мамы в животе, даже будучи вполне здоровыми. Но выяснить должную норму может только действительно хороший врач на основе комплексного обследования, поэтому родителям, самостоятельно отслеживающим состояние своего малыша, рекомендуют ориентироваться на динамическую норму - большинство здоровых детей в нее укладывается.

Не стоит волноваться, если показатели развития вашего крохи приближаются к верхней или нижней границе нормы. Отклонения в пределах динамической нормы совершенно нормальны, мало кто развивается четко по среднестатистическому графику.

Развитие ребенка

Для каждого возраста малыша определены нормы физического и психомоторного развития.

К физическому развитию, в первую очередь, относится прибавка в росте и весе. Крайне важно стабильное увеличение этих показателей, особенно, у грудного ребенка. Ведь без физической базы он не сможет усваивать более сложные действия. что грозит отставанием во всех остальных сферах.

Оценивают именно динамику увеличения роста и веса, а не абсолютные показатели, которые часто зависят от наследственности. По темпам прибавки можно судить, насколько хорошо младенец питается, хватает ли ему необходимых веществ для дальнейшего развития. Кроме пищи, для нормального роста малышу требуется качественный сон, уход, соответствующие возрасту физические нагрузки и, что немаловажно, благоприятная психологическая обстановка – он остро чувствует эмоции близких и может хуже расти, если в доме плохая погода .

В понятие психомоторного развития ребенка включают его нервно-психическое, т.е. интеллектуальное и эмоциональное развитие и моторное, т.е. развитие двигательных навыков. У младенцев эти две сферы тесно связаны, и задержка в одной из них почти неминуемо влечет за собой задержку другой. Но верно и обратное: а если интенсивно делать с грудничком, например, упражнения для тренировки мелкой моторики. то за прогрессом в управлении собственными ручками у малыша улучшится память и речь.

Оценить психомоторное развитие несколько сложнее, чем физическое – нет таких четких показателей, как килограммы и сантиметры, зато есть определенный набор умений, отметок, которые малыш должен преодолеть и освоить. В целом, дети первого года жизни проходят одни и те же этапы в примерно одинаковом возрасте. Но чем старше становится ребенок, тем шире границы его динамической нормы.

При определении, соответствует ли психомоторное развитие малыша норме, оценивают функции слуха, зрения и других чувств, мышечный тонус и уровень владения собственным телом (держание головы, управление руками и ногами, сохранение равновесия). Также в положенное время младенцу предстоит научиться говорить, воспринимать чужую речь, самостоятельно мыслить и взаимодействовать с другими людьми. За это несут ответственность его родители и те, кто еще участвует в воспитании – ведь обучение так или иначе идет постоянно, малыш слышит речь взрослых и берет с них пример.

Что делать, если выявлено отставание в развитии

Если вы изучили таблицу развития ребенка и обнаружили, что показатели вашего ребенка не дотягивают до нижней границе нормы или проходят по ней, не спешите паниковать. В первую очередь покажите ребенка врачу соответствующего профиля: неврологу, отоларингологу, ортопеду и т.п. чтобы тот определил, действительно ли есть задержка в развитии и ее степень, и сказал, какие меры необходимо предпринять. Часто оказывается, что с малышом почти все в порядке, и его состояние требует лишь незначительной коррекции с помощью специальных упражнений, процедур или медикаментов.

В большинстве случаев, если нет серьезных нарушений в организме, незначительное отставание можно преодолеть и без помощи лекарств, просто уделяя ребенку и занятиям с ним больше времени, акцентируя внимание на проблемных зонах .

Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Каждый ребенок развивается в своем темпе, по мере возможностей изучая окружающий его мир. Но к моменту поступления в детский сад или школу у малышей, как правило, уже должен быть багаж знаний, умений и навыков, адекватных возрасту. И пополнение этого багажа четко отслеживается в определенные периоды. Если же этого не происходит, вашему малышу могут диагностировать задержку. Что делать, если ребенок отстает в развитии?

Причины отставания

Исследуя проблему задержки психического развития, ученые разных стран определили много предпосылок, приводящих к этому состоянию. Условно их можно поделить на биологические и социальные.

К биологическим относят факторы, вызывающие органическое поражение головного мозга:

  • патологии беременности и родов;
  • психологические, неврологические и психосоматические заболевания в семейном анамнезе;
  • нейроинфекции, перенесенные в раннем возрасте;
  • микротравмы головы, перенесенные в период до 3-4 лет.

Кроме того, к биологическим факторам можно отнести нарушения слуха и зрения, которые мешают адекватному восприятию окружающего мира.

Задержке развития могут способствовать и социальные причины:

  • гиперопека со стороны родителей;
  • агрессивное или равнодушное отношение к ребенку в семье;
  • психические травмы, перенесенные в раннем детстве.

Чтобы понять, что делать, если ребенок отстает в развитии, нужно диагностировать причину, вызвавшую подобное состояние. А это может быть как один фактор, так и сочетание нескольких.

Классификация

Согласно отечественной классификации, дети с задержкой психического развития делятся на четыре группы

Первая группа – дети, задержка в развитии которых вызвана причинами конституционального происхождения. Такие малыши выглядят младше, обладают меньшим ростом. Параллельно с физической сферой у них наблюдается и отставание в развитии сферы эмоций, речи. А игровые интересы всегда преобладают над обучением даже в школьном возрасте. Как правило, это явление – наследственное.

Вторая группа – дети с тяжелыми соматическим заболеваниями, перенесенными в раннем возрасте. Например, бронхиальная астма, заболевания пищеварительной, сердечнососудистой систем, заболевания почек и т.д. Плохое соматическое состояние задерживает созревание центральной нервной системы, чему способствует и тот факт, что дети месяцами находятся в больнице, лишенные социального контакта.

Третья группа – дети с задержкой развития психогенного происхождения. Такое состояние, как правило, наблюдается при неблагоприятных условиях воспитания, которые нарушают формирование личности ребенка. Жестокость родителей, гиперопека, безнадзорность в раннем детстве – главные причины таких нарушений.

Четвертая группа – дети с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Иными словами, к задержке приводят травмы и заболевания центральной нервной системы во внутриутробном периоде, а также в раннем возрасте, особенно до двух лет.

Коррекция

Что делать, если вашему ребенку диагностировали одну из форм задержки психического развития? Решение о лечении принимает педиатр. Он может назначить такие меры как медикаментозная терапия, оздоровительные мероприятия общего характера, а также специальные занятия по коррекции тех или иных навыков.

Медикаментозное лечение обычно назначается в комплексе с педагогическими и логопедическими занятиями, кроме того, к лечению могут быть привлечены невропатолог, психиатр, ортопед, окулист, логопед, дефектолог.

Общеоздоровительные мероприятия включают в себя соблюдение режима сна и бодрствования, кормления и занятий. Малыши с задержкой психического развития отличаются низкой работоспособностью и нуждаются в более продолжительном сне. Кроме того, промежутки между кормлениями, сном, лечебными процедурами и занятиями должны быть заполнены интересной деятельностью.

Коррекционные занятия – как правило, это упражнения, направленные на развитие координации движений, равновесия, прямостояния, ходьбы, ритма, ориентации в пространстве. Поскольку у малышей с задержкой развития физические качества обычно тоже страдают, то им рекомендуются гимнастические упражнения вроде ходьбы, бега, прыжков, лазания, а также активное взаимодействие с игрушками и предметами. Иными словами, все, что тренирует ловкость, скорость реакций, силу и выносливость.

Если ребенок вялый и малоподвижный, его нужно специально заинтересовывать и стимулировать к игре. В случае, если ребенок проявляет невнимательность и рассеянность, ему предлагают задания, требующие выдержки и организованности. Кроме того, проводится коррекция неправильной установки стоп и плоскостопия, свойственных таким деткам, выполняются упражнения на развитие моторики рук. Детям назначаются занятия по стимуляции психического развития, которые включают наблюдение за миром окружающих людей и явлений и активное взаимодействие с предметами, с которыми ребенка знакомят взрослые.

Если родители со всей ответственностью и терпением подойдут к решению вопроса, то помогут ребенку наверстать упущенное и догнать сверстников. Задержка психического развития – это не приговор, а лишь препятствие, преодолев которое вы и ваш ребенок станете сильнее, мудрее, опытнее.

Комментарии (1)

Сидеть, ходить и говорить вовремя: что делать, если ребенок отстает в развитии?

Если ребёнок отстаёт в развитии от сверстников, для большинства родителей это тяжелое испытание. Но причины того, что малыш вовремя не сел или не заговорил, не обязательно серьёзные и, тем более, неисправимые. Упорство наделяет речью даже тех, кого врачи приговорили к вечному молчанию.

Репортаж Виктора Аверина.

Владик, когда его привели в детский сад, совсем не умел говорить. Каждый день логопед Наталья Юрченко помогает малышу преодолевать затянувшееся молчание. Слоги, как маленькие шаги к навыку разговорной речи. Лучший способ заинтересовать ребёнка - превратить занятия в игру.

Детский сад Звёздочка - специализированный. Сюда приходят дети, которые, как и Владик, имеют проблемы с речью. Занятия с куклами, так называемая куклотерапия - это лишь один из способов научить малышей говорить.

Педагоги уверены, речь ребёнка начинается на кончиках пальцев. Играя с песком или наполняя бисером формочки, дети призывают на помощь воображение, а оно, в свою очередь, помогает им объяснить свой замысел словами. И большинство молчунов к пятилетнему возрасту становятся разговорчивыми.

Наталья Юрченко, учитель-логопед: Детям должно быть интересно. И просто сухие занятия не дают такого результата. Ребёнок может замкнуться, ребёнок может не пойти на контакт. Именно эти технологии, которые мы увидели, они помогают сделать занятия интересными для детей и помогают развивать не только мелкую моторику, но и, естественно, решать речевые задачи .

Самую главную задачу - научить дочь Машу говорить - Игорю Красотину пришлось решать, полагаясь только на собственные силы. У девочки родовая травма - растяжение шейных позвонков. Врачи сразу сказали - ребёнок будет отставать в развитии и может так никогда и не заговорить.

Папа выслушал диагноз и в тот же день стал мастерить из дерева развивающие игры. Сначала появились звуки, потом слова, а сейчас Маша знает наизусть десятки стихотворений.

Нужно ещё много заниматься, чтобы Маша могла наравне общаться со сверстниками. Но самый главный и трудный этап уже позади - девочка не стесняется говорить. И если раньше папе приходилось петь под гитару одному, то сейчас на семейных концертах они выступают исключительно дуэтом.

Игорь Красотин: Всё равно у нас прогресс есть. Всё равно уже получается гораздо больше, чем раньше. Хотя можно было бы этому и порадоваться, но хочется всегда чего-то большего .

Чтобы понять друг друга, семье Шишовых из Омска не нужны слова. Папа Валерий и мама Анфиса лишены слуха. Поэтому между собой и с детьми они общаются преимущественно на языке жестов. Научить ему трех сыновей и одну дочь было не сложно. Гораздо труднее оказалось добиться того, чтобы дети, не имеющие ограничений по слуху, стали говорить. На помощь пришли бабушки. Но и сами родители старались, как могли, разговаривать с детьми.

Анфиса Шишова: У неё речь сохранена. Она может крикнуть - Наташа, быстрее в школу! Но только не так чисто, как, допустим, мы говорим .

Старший Владислав учил говорить младшего Артёма, Артём Анжелу, а она - самого маленького Павла. Сейчас все дети свободно владеют речью и языком жестов. Всё то, что недоступно папе и маме - им перескажут сыновья и дочь.

Валерий Шишов: Когда субтитров нет по телевизору, он ему переведёт, Артём. Какую-то новость расскажет. Так он не услышит, а он ему расскажет. И переводит фильмы, содержание фильмов .

Папе и маме не дано было услышать, как их дети говорили свои первые слова. Но это, признаются родители, не омрачает их радости от того, что в семье, несмотря ни на что, звучат детские голоса.

Гость в студии – нейропсихолог Юлия Баркова.

Ведущий: Одни родители терроризируют ребенка с пеленок, превращая его в вундеркинда, другие относятся к способностям и навыкам малыша слишком легко. Как же соблюсти баланс? Об этом расскажет руководитель детского психологического центра Юлия Баркова.

Есть ли какие-то четко сформулированные официальные нормативы, что и к какому возрасту дети должны уметь?

Гость: Конечно, есть такие нормативы. Самое главное - это в раннем возрасте, до года: около шести месяцев ребенок должен начать садится, к восьми-девяти месяцам должен начать вставать. В год, год и два месяца ребенок должен уже начать ходить. К году желательно, чтобы ребенок уже говорил некоторые слова.

Ведущий: Каждый человек индивидуален, развивается по-своему. Как же можно всех подогнать под одну норму? Ведь это же, как климатическая норма по температуре, она есть, но не соблюдается никогда.

Гость: Совершенно верно. Каждый ребенок - это индивидуальность, и каждый развивается своими темпами, поэтому самое главное родителям не пытаться загнать ребенка в какие-то рамки, а идти за ребенком. Какой-то ребеночек развивается раньше, какой-то - позже, бывает, что они перескакивают какие-то этапы, и в этом тоже ничего страшного нет.

Ведущий: Если ребенок, допустим, к полугоду не сел, к году не заговорил, стоит ли паниковать сразу? Что это может означать?

Гость: Нет, конечно, паниковать не стоит. Самое главное, если это касается двигательных навыков - просто помочь ребенку, поделать массаж. гимнастику, обратиться к специалистам Это может быть невролог - возможно, у ребенка есть какие-то проблемы, возможно их нет, но просто ребеночек задерживается.

Что касается речи, то здесь к году совершенно надо расслабиться, потому что речь появляется сейчас к двум, к трем годам. Если к трем годам ребенок не говорит, то, конечно же, нужно обязательно пойти к специалисту.

Ведущий: Как родители могут помочь ребенку, чтобы он пораньше заговорил?

Гость: Здесь самое главное - самим много говорить с ребенком, потому что очень многие родители стараются не говорить с ребенком, считая, что он ничего не понимает. Правильные действия: мы все говорим ребенку, все объясняем, все показываем, как можно больше поем песен, рассказываем стишков, сказок и поменьше смотрим телевизора.

Ведущий: А что не так с телевизором? Там же все говорят?

Гость: Там говорят, но он очень сильно стимулирует нервную систему, и детишки, по статистике, которые, особенно до года, смотрят телевизор, они немножко задерживаются в развитии речи.

Ведущий: Как быть с ситуацией, когда ребенок без конца задает вопросы? Это, вообще, нормально, когда он непрерывно про то, про се, про какую-то ерунду, как нам иногда кажется, спрашивает?

Гость: Вопросы - это очень хорошо. На вопросы почемучки надо отвечать, и как можно больше, даже на самые неожиданные и глупые, на ваш взгляд, вопросы. Нужно отвечать, потому что это проявление познавательного интереса.

На вопросы нужно отвечать как можно проще, доступным ребенку языком. Самое главное - чтобы не было длинных, сложноподчиненных предложений. Предложения должны быть короткими, слова должны быть понятными. Надо стараться отвечать не очень развернуто, не очень длинно, потому что, как правило, на длинные объяснения ребенок уже отключается, и он их не слушает.

У каждого ребёнка - своя заложенная природой программа развития. Общие нормативы - это лишь некий ориентир. Никто не обязан следовать им неотступно.

Если малыш сильно запаздывает с двигательными навыками, то лучше сходить к врачу. Может потребоваться массаж, гимнастика, консультация невролога.

Современные дети начинают разговаривать позже, чем поколение их родителей. Речь может появиться и к двум, и к трём годам.

Чтобы ребёнок заговорил раньше, с ним надо общаться, читать ему книжки, напевать песенки. Речь с экрана телевизора, напротив, замедляет процесс.

Ни один вопрос малыша нельзя отставлять без ответа. Тут вредны длинные тирады, отвечать лучше коротко и понятно.

Источники: http://www.domashniy.ru/semya_i_dety/ne_otstaet_li_malysh_v_razvitii/, http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/chto-delat-esli-rebenok-otstaet-v-razvitii.php, http://www.1tv.ru/news/2009/09/04/158209-sidet_hodit_i_govorit_vovremya_chto_delat_esli_rebenok_otstaet_v_razvitii

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Реактивный панкреатит у ребенка лечение

Кузьмичев Сергей Борисович Гастроэнтеролог-эндоскопист, врач далее...

Игры маленьких мальчиков развитие

Первые годы жизни – самые важные далее...

Почему болят кости детей

Татьяна Мякшина 27 января 2013 г. далее...

Головная боль в области лба у ребенка

Головные боли являются одной из наиболее далее...

Прикорм овощного пюре 5 месяцев

В возрасте ребенка далее...

Популярные статьи

Интересно