Главная » Развитие ребенка

Основные теории психического развития ребенка кратко

Основные теории психического развития ребенка

Биогенетические подходы к исследованию психики ребенка

Изменения в представлениях о психическом развитии ребенка всегда были связаны с разработкой новых методов исследования.

На возникновение первых концепций детского развития повлияла теория Дарвина, который впервые выдвинул идею о том, что развитие подлежит определенным законам.

Первой теоретической концепцией психического развития была так называемая концепция рекапитуляции, которая базировалась на биогенетическом законе Э. Геккеля: онтогенез - это краткое и быстрое повторение филогенеза. Этот закон был сформулирован по эмбриогенеза, но американский психолог Ст. Холл перенес его на процесс онтогенетического развития ребенка и утверждал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. В течение короткого времени эта теория получила широкое распространение, но потом вызвала критику во многих психологов как ограниченная и наивная.

Вместе с тем, следует отметить, что она была первой попыткой выявить связь между историческим и индивидуальным, и дала толчок к дальнейшему развитию детской психологии.

Под влиянием работ Ст. Холла его ученики А. Гезел и Термен разработали так называемый нормативный подход к исследованию детского развития.

А. Гезел разработал практическую систему диагностики психического развития ребенка от- рождения до юношеского возраста, которая основана на систематических сравнительных исследованиях. Им был впервые применен кино- фоторегистрация возрастных изменений моторной активности, речи ребенка и др. Для объективности наблюдений он впервые применил полупроницаемую стекло (знаменитое зеркало Гезеля , которое широко применяют и поныне), ввел в психологию метод лонгитюдного, продольного изучения психического развития одних и тех же детей в течение многих лет, впервые использовал близнецовый метод для анализа н связи между созреванием и научения.

А. Гезел заметил, что с возрастом темпы развития снижаются, однако не смог объяснить этой закономерности, поскольку он отождествлял развитие и рост, подчеркивал зависимость развития от созревания, и ограничивался лишь количественным изучением сравнительных срезов детского развития, сводил развитие к простому увеличению приросту поведения », не учитывая качественных преобразований при смене этапов развития.

Он разработал интересную феноменологию развития от рождения до 16 лет. Актуальным на сегодняшний день остается и его призыв к контролю за нормальным ходом психического развития ребенка.

C. Выготский назвал концепцию А. Гезеля теорией эмпирического эволюционизма и подверг ее критике за то, что она трактует социальное развитие ребенка, как разновидность биологического и приспособления ребенка к окружающей среде.

Другой ученик ст. Холла Термен провел одно из самых длительных в психологии лонгитюдних исследований (в течение 50 лет), которое посвятил изучению одаренности у детей. Он создал тесты для изучения умственных способностей, для измерения которых ввел понятие коэффициент интеллектуальности и положение о том, что он остается неизменным в течение жизни человека.

Термен проводил экспериментальные исследования, в которых * искал зависимость интеллекта от возраста, пола, расы, статуса семьи, образования родителей и др. Однако не обнаружил особых закономерностей. Одаренность он отождествлял с высоким коэффициентом интеллекта, хотя более поздние исследования психологов показали различие между интеллектом и креативностью.

Заслугой А. Гезеля и Термена является то, что они начали разрабатывать детскую психологию как нормативную дисциплину, которая описывает достижения ребенка в процессе развития. Этот подход и сегодня является классическим направлением в изучении ребенка в американской психологии.

Бихевиористские концепция, у истоков которой были американские психологи Дж. Уотсон, Э. Газри, Э.Торндайк, Б. Скиннер и др. Возникла под влиянием учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности и образования условных рефлексов. Она отождествляла развитие по научению и также была раскритикована представителями гуманистически направленных ученых как такова, что слишком механически трактует поведение человека.

Психологи европейских стран сосредоточили в то же время поиски на выявлении стадий, этапов развития поведения в фило- и онтогенезе.

Австрийский психолог К. Бюлер выдвинул теорию трехступенчатого развития: инстинкт, научение, интеллект. Он связывал эти степени не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.

Инстинкты, по его мнению, характеризуются тем, что наслаждение возникает в результате удовлетворения потребности, после выполнения действия.

На уровне навыков удовольствие переносится на один. процесс осуществления действия ( функциональное удовольствие ).

На этапе интеллектуального решения задачи возникает опережающий удовольствие, происходит его переход из конца на начало , что и является основной движущей силой развития поведения.

Эта схема была перенесена К. Бюлером на онтогенез, что привело к отождествлению этапов развития ребенка и животного.

К. Лоренц, Д. Ельконин и др. критиковали эту концепцию, подчеркивая, что эти три линии развития домашних животных не зависят друг от друга: инстинкт не готовит образования навыков, а дрессировки не предшествует интеллекта. Более того, возможна также другая последовательность развития поведения: сначала интеллект, а уже потом навыки.

Значение этой теории в том, что она ставит вопрос об историческом происхождении периодов детства, хотя и пытается дать на него ответ в рамках биогенетического подхода. Позже ряд антропологов и этнографов убедительно показали своими исследованиями, содержание детства определяется тем положением, которое ребенок занимает в системе общественных отношений и отличается в разные исторические эпохи.

Дискуссия психологов о том, что же определяет процесс детского развития - наследственность или окружающей среды - привела к теории конвергенции этих двух факторов.

В. Штерн считал, что психическое развитие - это не просто проявление врожденных свойств и не просто восприятия внешних воздействий. Это - результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Однако он стремился рассматривать периоды детского развития по аналогии с этапами развития животного мира и человеческой культуры.

Теория конвергенции - это наиболее распространенная концепция современной психологии, а существующие, в ее рамках теории отличаются лишь трактовкой взаимодействия наследственности и среды, созревания и научения, биологии и культуры, врожденных и приобретенных способностей в ходе психического развития. При изучении роли опыта в динамике поведения ключевыми являются проблемы активности субъекта в процессе развития и времени, когда осуществляется то или иное воздействие среды.

Выявлено, что в процессе психического развития являются так называемые сензитивные (наиболее благоприятные) периоды для развития определенной психической функции. Например, для развития речи сензетив- ним является период 1-3 года.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Основные теории развития ребенка.

Развитие ребенка психологическая загадка.

Многочисленные теории детского развития были предложены психологами, в том числе когнитивной, психоаналитической и поведенческих теорий.

Развитие ребенка. которое происходит от рождения до зрелого возраста в значительной степени игнорировались на протяжении большей части истории. Дети часто рассматривались просто как уменьшенные версии взрослых и мало внимания было уделено много достижений в познавательные способности, использование языка, и физического развития, которое происходит в детстве и юности.

Интерес к области детского развития, наконец, начали появляться в начале 20-го века, но это правило, сосредоточены на аномальное поведение. В конце концов, исследователи все больше интересуют другие темы, включая типичное развитие ребенка, а также факторов, влияющих на развитие.

Почему важно изучать, как дети растут, учатся, и изменения? Понимание развития ребенка очень важно. поскольку это позволяет нам в полной мере оценить когнитивные, эмоциональные, физические, социальные, образовательные и роста, которые дети проходят через от рождения и в раннем взрослом возрасте. Некоторые из основных теорий развития ребенка известны как великие теории, они пытаются описать все аспекты разработки, часто используя поэтапный подход. Другие известные как мини-теорий, они вместо этого сосредоточиться только на довольно ограниченный аспект развития, таких как когнитивные или социального роста.

Ниже приводятся лишь некоторые из многих теорий развития ребенка, которые были предложены теоретиков и исследователей. Более поздние теории наметить стадии развития детей и определить Типичный возраст, при котором рост этих этапов происходит.

Психоаналитических теорий развития ребенка
    • Зигмунд Фрейд Предлагаемые теории Зигмунда Фрейда подчеркнул важность события детства и опытом, но почти исключительно сосредоточена на психические расстройства, а что нормальное функционирование. Согласно Фрейду, развитие ребенка описывается как серия #8216;этапы психосексуального. В Три очерка по сексуальности (1915), Фрейд изложил эти этапы как оральные, анальные, фаллические, задержки и половых. Каждый этап включает в себя удовлетворение либидо желание и в дальнейшем могут играть определенную роль в взрослой личности. Если ребенок не сможет успешно завершить этап, Фрейд предположил, что он или она будет развиваться фиксации, которая позже влиять взрослой личности и поведения. Подробнее в этой статье на стадии Фрейда психосексуального развития .
    • Эрик Эриксон Эрик Эриксон Теоретик также предложил теорию стадии развития, но его теория охватывает человеческий рост на протяжении всего срока службы. Эриксон считал, что каждый этап развития была направлена ​​на преодоление конфликта. Например, основной конфликт в подростковом возрасте предусматривает создание ощущения себя как личности. Успех или неудача в решении конфликтов на каждом этапе может повлиять на общее функционирование. В подростковом этапе, например, неудачи в развитии личности приводит к путанице ролей. Узнайте больше об этой теории в этой статье на стадии Эриксона психосоциального развития .
    Теории когнитивного развития ребенка

    Теоретик Жан Пиаже предположил, что дети думают иначе, чем взрослые, и предложил этапе теория когнитивного развития. Он был первым, кто отметил, что дети играют активную роль в познании мира. Согласно его теории, дети могут представить себе как маленьких ученых, которые активно строят свои знания и понимание мира. Подробнее в этой статье на стадии Пиаже когнитивного развития .

    Поведенческих теорий развития ребенка

    Поведенческих теорий развития ребенка сосредоточиться на том, экологические взаимодействия влияет на поведение и основаны на теориях теоретики, такие как Джон Б. Уотсон, Ивана Павлова и Б. Ф. Скиннер. Эти теории имеют дело только с наблюдаемым поведением. Развитие считается реакцией на награды, наказания, стимулов и подкрепления. Эта теория существенно отличается от других теорий развития ребенка, потому что он не дает рассмотрение внутренних мыслей и чувств. Вместо этого, он сосредоточен исключительно на том, как опыт формирует, кто мы есть. Подробнее об этих поведенческих теорий в этих статьях на классической кондиционирования и оперантного обусловливания.

    Теории социального развития ребенка
      • Джон Боулби Существует много исследований на социальное развитие детей. Джон Bowbly предложил одно из самых ранних теорий социального развития. Боулби считал, что ранние отношения с воспитателями играют важную роль в развитии ребенка и продолжают оказывать влияние на социальные отношения на протяжении всей жизни. Узнайте больше в этом обзоре теории привязанности .
        • Альберт Бандура Психолог Альберт Бандура предложил то, что известно как теория социального научения. Согласно этой теории развития ребенка, дети учатся новому поведению от наблюдения других людей. В отличие от поведенческой теории, Бандура считал, что внешнее подкрепление не единственный способ, которым люди узнали новые вещи. Вместо этого, внутреннее подкрепление, такие как чувство гордости, удовлетворения и достижения также может привести к обучению. Наблюдая за действиями других, в том числе родителями и сверстниками, дети развивают новые навыки и приобретать новую информацию.
        • Л. С. Выготский Другой психолог Л. С. Выготский имени предложил семенных теории обучения, которая прошла дальше, чтобы стать очень влиятельным, особенно в области образования. Как и Пиаже, Л. С. Выготский считал, что дети учатся через активно и практического опыта. Его социокультурная теория также предположил, что родители, воспитатели, сверстники и культуры в целом несут ответственность за развитие функции высшего порядка.
        Заключительное слово

        Как вы можете видеть, некоторые из самых известных мыслителей психологии разработали теории, чтобы помочь исследовать и объяснить различные аспекты развития ребенка. Сегодня, современные психологи часто опираются на множество теорий и перспективы для того, чтобы понять, как дети растут, вести себя и думать.

        Как решить проблемы своим умом? Узнайте из книги «Как стать умнее »:
        • Как развивать своё мышление
        • Как быстро отличить умное поведение от глупого
        • 5 приёмов управления концентрацией
        • Как повысить энергетику своего тела
        • Семь правил сильного мышления
        • Как противостоять обману
        • Как достичь своих целей
        Похожие статьи:

        По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменени­ем его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова, иначе говоря - обобщения. Развитием обобщения и, следовательно, изменением смысловой структуры сознания можно управлять через обучение ребенка. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания.

        Высшие психические функции возникают первоначально как коллектив­ная форма поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними, индивидуальными функциями са­мого ребенка. «Каждая высшая психическая функция проявляется в процессе развития поведения дважды:

        • сначала как функция коллективного поведения,
        • как форма сотрудничества или взаимодействия,
        • как средство социального при­способления,

        то есть как категория интерпсихическая.

        А затем вторично

        • как способ индивидуального поведения ребенка,
        • как средство личного приспособ­ления,
        • как внутренний процесс поведения,

        то есть как категория интрапсихическая».

        Л. С. Выготский подчеркивал, что структуры высших психических функций представляют собой слепок коллективных социальных отношений между людьми.

        Л. С. Выготский вводит понятие зоны актуального и ближайшего развития: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания. Уровень актуального развития харак­теризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближай­шего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

        Зона ближайшего развития - логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми, постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего раз­вития, после чего становится формой актуального развития субъекта.

        Другие статьи на сайте b-t.com.ua

        Комментарии 10

        Тубо

        Добротный материал! Хорошие схемы! Спасибо! Думается, что несколько точнее будет назвать обобщение процессом категоризации, в котором информация не разворачивается, но свёртывается, сжимается и за счёт этого память человека получает резервные возможности. Есть предпосылки к тому, что этот процесс продолжается у человека всю жизнь. Сегодня имеются посылки к тому, чтобы рассматривать всю жизнь человека с позиции парадигмы теории развития Л.С.Выготского. Существенное место в этой теории занимает теория возрастных кризисов, представленных как закономерные фазы развития человека.

        Типатов Николай

        Я как раз разговаривал с коллегами и говорил о развитии не только среди детей, но и среди взрослых. Только рядом находится Учитель, а не Родитель

        marussya.12

        « По природе рождение является процессом, а не одномоментным явлением. Смысл жизни заключается в «полноценном рождении». Однако человеческая трагедия как раз и заключается в том, что большинство из нас умирает, так и не «родившись» по-настоящему. Жизнь подразумевает ежеминутное рождение, тогда как смерть есть прекращение этого рождения. Человеческий организм, если рассматривать его с точки зрения клеточной системы, находится в процессе непрерывного рождения. Психологически (духовно) же человек, как правило, в своем рождении на определенном этапе останавливается. Есть люди, которых можно назвать «мертворожденными». Они живут лишь на физическом уровне, в мыслительном же отношении, будучи безумными или практически безумными, они желают вернуться к ситуации внутриутробной жизни в темноту, в смерть. Есть и много таких, кто продолжает жить, но, будучи не в состоянии до конца разорвать пуповину, на протяжении всоей жизни остаются неотделимо привязанными к матери и отцу, семье, расе, государству, социальному положению, деньгам, богам…….Эти люди никогда не смогут «родиться по-настоящему», ибо не в силах избавиться от своей зависимости и страхов».

        Э.Фромм. Дзен-буддизм и психоанализ.

        Тубо

        Источники: http://studbooks.net/9765/psihologiya/osnovnye_teorii_psihicheskogo_razvitiya_rebenka, http://psichov.net/osnovnyie-teorii-razvitiya-rebenka/, http://subscribe.ru/group/onlajn-testyi-psihologiya-i-samopoznanie/2011017

        Комментариев пока нет!

        Ваше имя *
        Ваш Email *

        Сумма цифр внизу: код подтверждения

        Избранные статьи

        Простые схемы вязания детей

        Воздушная петля Полустолбик Столбик без накида, с одним, двумя, тремя и далее...

        Как сварить манку 3 месячному ребенку

        Манная каша является основным продуктом питания для маленьких детей. далее...

        Развивающие игрушки для 9 месячного ребенка

        В 9 месяцев ребенок прощается с этапом беспомощности. Теперь далее...

        Ребенок 6 месяцев плохо ест прикорм

        В настоящее время есть несколько далее...

        Пригласить аниматора на день рождения ребенка

        Аниматоры на День рождения ребёнка. Аниматор на детский далее...

        Популярные статьи

        Интересно