Главная » Развитие ребенка

Направления развития речи детей раннего возраста

Консультация по развитию речи (младшая группа) на тему:
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста, перед педагогами наряду с развитием игровой деятельности, физическим развитием, приобщением детей к художественно – эстетической деятельности, развитием общения со сверстниками ставятся и такие педагогические задачи как:

  • РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ;
  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Овладение речью – одно из главных достижений в развитии ребёнка раннего возраста.

Речь – наиболее совершенное, ёмкое и точное средство общения. Овладение речью меняет характер общения ребёнка с окружающими людьми.

Овладение словом перестраивает все основные психические процессы ребёнка: создаёт новые формы восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления.

Развитие речи 3 лет на 95% зависит от взрослых. Ребёнок в данном возрасте полностью копирует разговор взрослых. Поэтому, не следует засорять свою речь словами – паразитами, а также старайтесь меньше «сюсюкаться», ребёнок быстро приучается к такому произношению.

В системе обучения детей третьего года жизни мы производим изменения, связанные с усложнением не только программного материала, но и методов обучения (от наглядных методов к инструкции).

Главные задачи действий с предметами на третьем году жизни детей связаны уже не столько со способами практического выполнения, сколько с более сложными умственными действиями по группировке, соотнесению, выбору. Однако, эти умения приходят не сразу, а в процессе систематических занятий с дидактическими игрушками на протяжении всего года.

Задачами по развитию речи у детей раннего возраста являются.

  1. развитие коммуникативной функции речи;
  2. развитие у детей понимания речи взрослых, постепенное овладение активной речью;
  3. развитие фонематического слуха;
  4. развитие умения слушать речь взрослого без опоры на наглядную ситуацию;
  5. приобщение детей к художественной литературы.

Важным условием речевого развития является богатство впечатлений, получаемых ребёнком. ЧЕМ БОЛЬШЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ, ТЕМ БОЛЬШЕ У МАЛЫША ПОВОДОВ К РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ.

Развитие речи ребёнка раннего возраста проходит по-разному, у девочек происходит более раннее начало развития речи, а у мальчишек – более позднее.

Речь взрослого должна сопровождать все виды совместной деятельности (кормление, одевание, гигиенические процедуры и т.п.), и повседневные дела в группе (накрывание на стол, кормление рыбок, уход за растениями и пр.)

Также развитие речи ребёнка зависит от развития мелкой моторики, нужно чаще заниматься с малышом разнообразным творчеством, рисованием, лепкой…

Но самое главное – это ваше терпение и любовь. Ни в коем случае не кричите на ребёнка. Лучший способ и самый эффективный – это много, много, много говорить с ребёнком ласково и нежно, и, самое главное, не ругайте его за молчание, а повторяйте всё чаще, какой он у вас замечательный. Результат не заставит себя долго ждать, и вы ещё устанете от его расспросов и «почему».

К специальным играм, направленным на развитие речи, относятся:

  • разнообразные игры (игры - потешки, хороводы, игры-инсценировки);
  • чтение и рассказывание малышам сказок, стихов, историй;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям;
  • игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;
  • разгадывание загадок;
  • игры, направленные на развитие мелкой моторики.

А теперь на примере нашей группы мы вам расскажем и покажем, какие упражнения, игры с детьми раннего возраста применяются в нашей работе.

  1. пазлы, конструкторы, вкладыши, пирамидки в нашей группе используются для развития внимания, умения составлять из частей целое.
  2. бусы, шнуровки, рамки-лабиринты – одни из важнейших игр для пальчиков, т.к задействованы все нервные окончания пальцев рук.
  3. для удобства в своей работе мы составили картотеку игр. где собран материал по игровой деятельности разной направленности. Её очень удобно всегда держать под рукой.
  4. в работе с родителями мы также используем материал с рекомендациями, консультациями по речевому развитию (и не только).
  5. для эффективности качества работы и экономии времени в своей работе мы используем папки-передвижки по разной тематике, созданные своими руками, т.к все мы знаем, что ребёнку требуется многократное повторение одного и того же действия. (показать)
  6. и в завершении выступления хотим предложить буклеты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по проблеме: «Развитие зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста» для воспитателей групп раннего возраста ДОУ п. Чернянка

Развитие зрительного и обонятельного анализаторов у детей раннего возраста.

Развитие коммуникативной и речевой сфер у детей раннего возраста с ОВЗ в условиях Центра игровой поддержки

Представлен опыт в организации коррекционно-речевой работы с детьми раннего возраста в условиях Центра игровой поддержки ребёнка Карапузики .

Развитие речи через народное творчество у детей раннего возраста

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине… Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда.

Доклад на тему: Развитие речи и речевого общения у детей раннего возраста

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и.

Развитие речи и артикуляционной моторики у детей раннего возраста в онтогенезе.

Для того чтобы ребёнок стал говорить, у него должны достигнуть определённого уровня развития как речедвигательный и слухо-речевой анализаторы, так и органы артикуляции. Это созревание анатомическое и.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Методическое пособие, с указанием игр и упражнений для работы с детьми раннего возраста по развитию речи.

Развитие речи детей раннего возраста через реализацию направления «художественно – эстетическое развитие»

Роль развития речи ребёнка впервые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды деятельности детей и «социализацию» ребёнка.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми.

Развитие речи детей происходит во всех видах деятельности. Я изучаю проблему развития речи детей раннего возраста через реализацию направления «художественно – эстетическое развитие». В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей .

Когда ребёнок изображает простейшие предметы и явления, он познаёт их, у него формируются первые представления. Сначала малыши просто черкают карандашом или фломастером, потом начинают рисовать округлые линии и прочие загогулины. Специалисты называют такой период доизобразительным. Сейчас для ребенка не важен результат. Ему интересен сам процесс! Попробуйте придумывать вместе с ребенком, что же это он нарисовал, спрашивайте, что это… Такое внимание подстегнет интерес крохи к рисованию. Вскоре он будет не только «закалякивать» лист бумаги, но и объяснять: «Это – курочка, ко-ко-ко, зернышки клюет. А это – машина поехала…».

Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом и стимулируется развитие творчества ребёнка.

В моей группе дети очень любят рисовать и лепить. Эти виды деятельности предполагает совместное творчество взрослого и ребенка, развивает речь, фантазию и творчество

О целебной силе музыки свидетельствуют многие научные исследования. В античных источниках множество свидетельств, как с помощью пения и музыкальных инструментов людей избавляли от тяжелых болезней. В настоящее время, музыка чаще используется в психотерапевтических целях. Но, определенное влияние музыка оказывает на здоровье человека в целом, в том числе и на его речь.

Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами того не замечая, дети изучают основы поэзии! Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Речь ребенка можно развивать через другие виды музыкальной деятельности. Например, через музыкальные пальчиковые игры. Как известно, развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Малышам нравятся потешные игры с пальчиками. Приговаривая при этом веселые стишки, напевая короткие попевки («Сорока-ворона», «Ладушки», «Водичка, водичка, умой мое личико»), можно превратить развивающие упражнения в увлекательное развлечение. Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Получается, что мы «раскрашиваем» песню с помощью простых движений.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественно – эстетическое развитие детей это важный информационный и коммуникативный канал. В своей работе я провожу интегрированные занятия, где тесно сплетаются речь и творчество (приложение).

Музыкальная деятельность, лепка, рисование даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Именно эти виды творческой деятельности ярко и эмоционально окрашен, включает различные способы взаимодействия ребенка, как с взрослым, так и с детьми своего возраста.

Перспективный план развития детей раннего возраста через интеграцию с образовательной областью «художественно – эстетическое развитие»

Методики развития речи

Развитие речи детей - это вопрос, который волнует многих родителей. В данной статье мы не будем останавливаться на логопедических нормах: когда начать, сколько слов говорить, что делать, если ещё не разговаривает. Умница специализируется на раннем развитии детей, поэтому наша задача - помочь в нужном возрасте создать базу, основу для того, чтобы ваш ребёнок сам заговорил красиво и правильно.

Когда учить ребёнка говорить?

Как и во всём, что касается раннего детского развития, оптимальный возраст для старта речевых занятий - с рождения и до года. На то есть несколько причин:

Новорождённый говорить, конечно, ещё не умеет. Но он впитывает информацию как губка, поэтому активное общение формирует пассивный словарный запас ребёнка, которым он воспользуется в будущем.

Речь, как известно, бывает устная и письменная. Это две стороны одной медали, поэтому раннее обучение чтению тоже развивает вербальный интеллект и навыки говорения. А методики обучения чтению рассчитаны как раз на возраст с рождения.

Народная мудрость не зря создала столько потешек, колыбельных, мирилочек и шагалочек для самых маленьких. Разговоры с новорождённым, игры на развитие моторики, массажи и другие приёмы, которыми пользуются родители уже тысячи лет, создают вокруг малыша правильную речевую среду, которая стимулирует его на самостоятельное общение (желание коммуницировать и быть понятым).

Итак, развитие речи в раннем возрасте полезно и важно для малыша. Как же научить ребёнка говорить красиво и правильно?

Говорим и читаем с пелёнок

Для раннего речевого развития ребёнка Умница предлагает готовую систему занятий Говорим и читаем с пелёнок . Она состоит из 3 комплектов:

  • Чтение с пелёнок
  • Говорим с пелёнок
  • Карточки Домана на DVD

В основе этой Системы лежит методика Домана-Маниченко: развитие способностей с рождения через демонстрацию карточек, специальных книг, анимационных сюжетов с раннего возраста. Обучение происходит в формате игры и максимально естественно для ребёнка, ведь он просто с интересом проводит время с мамой, и при этом учится говорить.

Что включает данная система обучения?

Чтение с пелёнок - это база для развития вербального интеллекта. Ваш ребёнок не просто научится читать с рождения (это, пожалуй, приятный побочный эффект ). Главное, что занятия по этому комплекту тренируют внимание, память малыша, улучшают его остроту и скорость мышления, а также очень полезны для развития слуха и зрения в раннем возрасте. С этого комплекта рекомендуется начинать обучение.

Через 2 недели после старта Чтения с пелёнок рекомендуется подключать комплект Говорим с пелёнок . Он не просто решает задачу, как научить ребёнка говорить, но и подкрепляет ваши занятия по чтению. Обучение строится на народном творчестве - тех самых потешках, колыбельных и других добрых бабушкиных фольклорных элементах. Занятия включают в себя игры на развитие моторики, мелкой (пальчиковые игры) и крупной (массажики), что положительно влияет на подготовку речевого аппарата к говорению.

Карточки Домана на DVD - это оптимальное дополнение для развития речи детей раннего возраста. Эта программа для раннего развития состоит из 5 DVD, разбитых по уровню сложности. Каждый диск содержит так называемую словообразовательную анимацию - малыш слышит слово, видит его значение, смотрит короткий сюжет на эту тему. Слово проговаривает диктор, другие малыши, а также оно на глазах меняется (например, из мамы наглядно превращается в мамочку ), позволяя понять, как в русском языке образуются слова.

Пусть вас не пугает то, что комплектов три - занятия по ним несложно встроить в ваш обычный образ жизни, ведь одна игра по комплекту занимает от 5 секунд до пары минут. Такая система раннего развития подразумевает определённую регулярность занятий - в день по Чтению рекомендуется 3-5 мини-уроков, по Говорим с пелёнок 1-2, Карточки Домана на DVD можно смотреть 3 раза в день по 5 минут. Но в среднем такие занятия требуют не больше одного часа в день.

Каких результатов можно добиться?

Главный результат по системе обучения Говорим и читаем с пелёнок является развитие вербального интеллекта ребёнка. Это способность красиво и понятно говорить и писать, не полезть за словом в карман , аргументированно доказывать свою позицию и вообще доносить свою точку зрения. Он лежит в основе академической успеваемости - замечено, что разговорчивые дети лучше учатся в школе.Также данная система обеспечивает удивительный словарный запас, способность сразу выражать свои мысли словосочетаниями и предложениями, отличную память и концентрацию внимания. Ну а Чтение с пелёнок , как следует из названия, учит читать целыми словами, причём даже до того, как ребёнок научится говорить.

Как быстро малыш научится говорить?

Система рассчитана на 1-1,5 года занятий. Безусловно, первые результаты (в том числе, выход в речь) вы увидите и раньше. Данный срок - это длительность всей программы раннего развития, рассчитанной на долгосрочный эффект. Такой задачи перед ней не стоит. Ваш малыш выйдет в речь тогда, когда к этому будет готов его речевой аппарат, а также в зависимости от своих интересов и речевой активности родителей. Ранний выход в речь не гарантирует её правильности и какого-то полезного эффекта в долгосрочной перспективе, поэтому не стоит стремиться как можно раньше услышать как можно больше слов от малыша. Главное, чтобы после выхода в речь он говорил красиво и правильно

Другие методики развития речи:

Умница специализируется на раннем детском развитии, поэтому в нашем ассортименте нет методик для детей более старшего возраста. Но если вас интересует тема развития речи дошкольников, то можно обратить внимание на следующих авторов и их работы:

  • Бородич А.М. Методика развития речи детей
  • Алексеева М.М. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников
  • Методика М.Ф.Фомичёвой Воспитание у детей правильного произношения
  • Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста

Обращаем ваше внимание, что данные методики развития речи приводятся для справки, если вы хотите узнать больше о том, как научить ребёнка хорошо говорить или решить логопедические проблемы. Консультаций по этим методикам мы не проводим.

Тест

Источники: http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/19/osnovnye-napravleniya-razvitiya-rechi-i-poznavatelnykh, http://dohcolonoc.ru/stati/11080-razvitie-rechi-detej-rannego-vozrasta.html, http://www.umnitsa.ru/articles/metodiki-razvitiya-rechi/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Развивающие игрушки для малышей 6 месяцев

Игрушки сопровождают ребенка на протяжении далее...

Сок каланхоэ спиртовой от насморка детям

Каланхоэ – это лекарственный препарат натурального происхождения, который далее...

Комаровский уход за новорожденным

Вот, наконец, настал момент, когда вас выписали из далее...

Детский сад истра дети

Детство – это незабываемый период как для детей, далее...

Давать ребенку аллергии на цветение

Согласитесь, что сопельки и постоянные далее...

Популярные статьи

Интересно