Главная » Развитие ребенка

Диагностика уровня развития детей изобразительной деятельности

Диагностика изобразительной деятельности старшего дошкольника

Исследование и анализ изобразительной, творческой деятельности, определение степени подготовки дошкольника

Детские рисунки отражают характер и показывают уровень интеллектуального и эстетического развития ребёнка. Поэтому их диагностика играет важную роль при оценке такого рода деятельности дошкольника.

Овладев специальной методикой, по определённым критериям можно точно узнать, готов ли ребёнок к первому классу, или его способности ещё недостаточно сформированы.

Для более углубленного изучения уровня сформированности навыков в ходе изобразительной деятельности у детей можно использовать целый ряд критериев, для более оперативного анализа можно отметить некоторые из них.

Одна из них применяется для анализа продуктов изобразительной деятельности, другая - для анализа процесса.

Продукты деятельности анализируются следующим образом.

Изучается полнота изображения, как оно передано в зависимости от восприятия мировоззрения конкретного ребёнка, точность и погрешности рисунка, значительность искажений, завершенность. Заостряется внимание на расположении предметов на плоскости, соответствует ли оно общей картине и сюжету. Проверяется соответствие пропорций между сюжетными картинками и в каждом из отдельно взятых предметов.

Немаловажную роль играет композиция, которая также группируется по своим принципам: анализируется масштабность изображения относительно листа. Смотрится, как расположен рисунок: занимает полное пространство листа, по краю или хаотично. Одним из аспектов является оценка пропорциональности величин изображений рисунка, составляющих картинку, соблюдаются ли эти пропорции или нет.

Оценивается передача движений, прослеживается ли направление, или это изображение без движущихся предметов.

Наряду с другими видами восприятия оценивается способность передавать цвета на изображении. К ним относится реальность расцветки предметов и декоративных образов, творческие предпочтения и способность к сочетанию различных цветов. Рисунок должен передавать реальность, разнообразие цветов, выразительность изображения. Безразличие к разнообразию цветов, монотонность и использование мрачных тонов (чёрный, белый, серый) указывает на какие-то отклонения в развитии ребёнка или его эмоциональном восприятии.

Анализ процесса изобразительной деятельности складывается: из характера линии, регуляции деятельности, уровня самостоятельности и творческих способностей. Детская способность определяется по тому, как они плавно проводят линии. Проверяется слитность линий, прерывистость, дрожание кисти, жесткость нажатия. Анализируется способность ребёнка видеть границы и плотность закрашивания, способность дошкольника скорректировать размах кисти и определить, с какой силой нужно на нее нажимать, чтобы получить линию необходимой толщины.

Ребёнок старшего дошкольного возраста должен уже уметь контролировать свои эмоции, правильно отреагировать на критику взрослого человека, стремиться выслушать замечания и попытаться их исправить. Безразличие не является хорошим признаком. Ребёнок сам должен уметь адекватно оценить свои успехи и достижения изобразительной деятельности. Необходимо отметить серьезно ли малыш отнёсся к полученному заданию, процессу деятельности и к своему рисунку.

Воспитатель должен в процессе изобразительной деятельности детей пристально наблюдать за ходом выполнения работ, насколько каждый ребёнок самостоятелен. Дети бывают разные и не все выполняют свои работы самостоятельно, некоторых необходимо спрашивать, возникают ли у них какие-либо вопросы по тем или иным моментам.

Последней и решающей оценкой деятельности является творчество детей, оценка оригинальности и стремление раскрыть замысел. Самое главное в этой оценке качество представленной деятельности, способность ребёнка рассказать, что нарисовано, и какие действия и события происходят на его изображении.

Диагностика изобразительной деятельности ребёнка (дошкольника) осуществляется по трехбалльной системе по каждому из критериев. Положительные моменты 3 балла, 2 - средний балл, наименьший показатель – 1 балл. Подсчитанные баллы суммируются. На основе подсчитанных баллов можно выявить и составить списки наиболее подготовленных к первому классу детей, среднее звено и неподготовленных.

Результаты диагностики позволят спланировать дополнительные мероприятия по работе с рядом наиболее слабо подготовленных детей.

Методика проведения диагностики старших дошкольников в изобразительной деятельности и дизайне

Показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью. Диагностика обследования умений и навыков дошкольников в дизайн – деятельности. Определение уровней развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений.

Эстетическое развитие является одной из четырех основных линий программы «Истоки» и рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство). В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности.

Одним из таких видов интеграционной деятельности является дизайн-деятельность ребенка. В дизайн – деятельности у дошкольника развиваются чувство материалов и декоративности, пространственное воображение, закладываются предпосылки проектно-художественного мышления. Посещая музеи, знакомясь с представленными экспонатами, наблюдая окружающий мир, ребенок, открывая для себя всё его многоцветие, получает радость от этого открытия и осознаёт свои возможности в воплощении своего видения. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа.

Дизайн-деятельность – это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд. Интеграция позволяет педагогам и воспитателям формировать интересы детей, их потребности, приобщать к основам культуры, искусства, к различным видам художественной деятельности, развивать творчески самостоятельную личность.

Изобразительная деятельность зна чит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрас тной период.

В связи с этим важны показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразитель ной деятельностью. В качестве их я использую разработанные показатели и критерии по программе «Истоки», И.А.Лыковой, Т.Г.Казаковой, Л.А.Парамоновой, Е.А.Флёриной, А.Е.Шибицкой, Т.С.Комаровой, А.Н.Малышевой. Для более глубокого и основательного анализа мы с коллегами на заседаниях городского методического объединения «ИЗО в МДОУ», разработали и неоднократно исполь зовали при оценке эффективности созданную нами систему занятий, направленную на обучение детей изобразительной деятельности и развитие их творчества.

Полный набор критериев и показателей, определен ных нами, мы обледенили в единую таблицу, что позволяет оперативно проанализировать более глубоко характеристики уровня овладения детьми изобразительной деятельностью. Для этого мы отобрали ограниченный набор критериев и показателей, общий для всех видов изобразительной деятельности (таблицы 1,2)

На основе этих показателей проводится диагностика обследования умений и навыков дошкольников в дизайн – деятельности.

В качестве тестового задания нами было выбрано задания дорисовывания кругов. Выбор диагностического задания был продиктован следующими соображениями: оно является частью задуманной программы, направленной на развитие детского изобразительного творчества и в связи с этим стимулирует творческие способности детей и дает детям возможность эксплицировать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Задания должны быть в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг), отразить сложности творческого процесса. На альбомном листе бумаги нарисованы графитным карандашом 6 кругов одинаковой величины (диаметр 4,5 см ). Детям предлагается подумать, чем может быть каждый круг, и дорисовать.

Результаты выполнения детьми задания оцениваются по 3-х бальной системе.

Оценка 3 (высокий уровень) ставится тем детям, которые наделяют оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного или близкого образца.

Оценка 2 (средний уровень) ставится тем детям, которые наделяют образным содержанием все или почти все круги, но допускают почти буквальное повторение (например, цветочек или мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, солнышко и т.п.).

Оценка 1 (низкий уровень) ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполняют не до конца и небрежно.

Конечно, принятая оценка очень проста и не позволяет достаточно точно и разностороннее охарактеризовать уровни интеллектуально-эстетического развития детей. Но я исхожу из того, что, во-первых, в диагностике это не единственное задание и оно лишь дополняет данные, полученные при применении других диагностических методик, а, во-вторых, я считаю достаточно важным, то, что данная методика настолько проста, что может быть использована любым воспитателем. И это позволит педагогам увидеть насколько эффектна их работа по обучению детей изобразительной деятельности и развитию их творчества. Здесь оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы ли характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы). Учитывается также техника рисования и закрашивания. Подсчитывая общее количество баллов, полученное детьми каждой группы, делится на количество детей в ней. Также подсчитывается общее количество образов, созданных детьми группы, и выделяется число индивидуальных изображений.

Для определения уровней развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений я руководствовались критериями, разработанными Т.С. Комаровой.

1. критерий: содержание выполненного изображения, его компоненты, их разнообразие;

2. критерий: передача формы (формы простая или сложная, передана точно или искаженно);

3. критерий: строение предмета (части расположены, верно, или нет);

4. критерий: цвет (цвета яркие или бледные, теплые или холодные);

5. критерий: характер линий (нажим сильный или слабый, раскраска мелкими штрихами или крупными).

Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, я провожу контрольное обследование 2 раза в год. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.

Таблицы для обследования умений и навыков, разработанные А.Н.Малышевой я использую для обследования умений и навыков работы с ножницами, тканью, ножницами детьми старшая группа и подготовительной группы.

Обследование умений и навыков работы с ножницами (старшая группа)

Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)

Ольга Самойлова
Диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью и развития творчества (по программе Т. С. Комаровой)

Критерии оценки уровня овладения изобразительной деятельностью и развитии творчества

Для оценки художественного творчества детей большее значение имеют как количественные показатели, так и эмоционально-эстетические и интеллектуальные качественные критерии.

Поэтому мы выделяем в диагностическом исследовании два этапа – первый из которых заключается в анализе продукта деятельности детей. а второй содержит в себе анализ процесса деятельности. Эти показатели выводятся в количественную оценку на основе выделенных показателей и их числовых значений.

Анализ продукта деятельности

Подразделив качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное и декоративное) мы выделили ряд критериев :

1. Предметное рисование

А) форма передана точно – 3 балла

Б) есть незначительные искажения – 2 балла

В) искажения значительные, форма не удалась – 1 балл

А)правильно нарисованы все части предмета– 3 балла

Б) есть незначительные искажения – 2 балла

В)строение передано не точно– 1 балл

А) пропорции переданы точно – 3 балла

Б) есть незначительные искажения в передаче соотношения частей – 2 балла

В) пропорции не верны (значительные искажения) – 1 балл

Решение в цвете

А) ребенок использует сложную цветовую палитру, смешивая краски и красиво подбирает нужные оттенки – 3 балла

Б) цвета переданы правильно но не точно (цвет не смешан на палитре, а взят из баночки) – 2 балла

В) цвета не соответствуют предметам,ребенок использует лишь 1-2 краски, а не все имеющиеся – 1 балл

2. Сюжетное рисование

Расположение на листе

А) предметы расположены с применением простейшей перспективы (загораживание) – 3 балла

Б) предметы расположены на полосе листа без применения загораживания – 2 балла

В) предметы расположены на листе хаотично – 1 балл

А) замысел подчерпнут из реальной жизни ребенка и вызывает яркое эмоциональное отношение – 3 балла

Б) ребенок срисовывает или рисует заученный сюжет – 2 балла

В) ребенок не имеет замысла, задача вызывает у него трудность – 1 балл

А) движение передано достаточно четко – 3 балла

Б) движение передано неопределенно – 2 балла

В) изображение статичное – 1 балл

Соотношение предметов по величине

А) Предметы нарисованы с учетом из пропорциональных связей – 3 балла

Б) Соотношение верно лишь отчасти (некоторые предметы переданы верно, а то что ребенку кажется значимым – крупнее) – 2 балла

В)Предметы не имеют связей– 1 балл

А) ребенок использует сложные цвета (смешанные на палитре) с верным их расположением – 3 балла

Б) цвета не смешанные, ребенок рисует чистой краской– 2 балла

В) ребенок использует 1-2 краски, палитрой не пользуется – 1 балл

3. Декоративное рисование

Композиция в составлении узора

А) композиция равновесна и гармонична – 3 балла

Б)Есть недочеты в композиции узора– 2 балла

В) композиция не верна – 1 балл

А) ребенок свободно владеет кистью – 3 балла

Б) часто забывает как работать кистью, изображение имеет недочеты – 2 балла

В) не владеет кистью – 1 балл

Правильность исполнения элементов

А) все элементы росписи изображены в целом верно – 3 балла

Б) некоторые элементы не удались – 2 балла

В) элементы изображены не верно. рисунок не удался – 1 балл

Решение в цвете

А) ребенок использует цвета, приближенные к цветам промысла; различимы оттенки – 3 балла

Б) оттенки не различимы, палитрой не пользуется (почти не пользуется) – 2 балла

В) цвет не соответствует действительному – 1 балл

Все баллы суммируются по каждому ребенку. Соответственно максимальное количество баллов - 39, минимальное – 13.

Анализ процесса деятельности

1. Характер линии

Этот критерий включает в себя четыре группы показателей :

А) характер линии

1)слитная – 3 балла

2) прерывистая – 2 балла

3) дрожащая (жесткая, грубая) -1 балл

1) средний-3 балла

2) сильный, энергичный, иногда продавливающий бумагу-2балла

3) слабый (иногда еле видный) -1балл

В) Раскрашивание (размах)

1) мелкими штрихами, не6 выходящими за предел контура – 3 балла

2) крупными, размашистыми движениями, иногда входящими за предел контура-2 балла

3) беспорядочными линиями (мазками, не уменьшающимися в пределах контура-1 балла

Г) регуляция силы нажима

1) регулируется сила нажима – 3 балла

2) не всегда регулируется сила нажима и размах -2 балла

3) не регулируется сила нажима, выход за пределы контура – 1балл

2. Регуляция деятельности

А) Отношение к оценке взрослого

1) адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности – 3 балла

2) эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)-2 балла

3) безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется ) - 1 балл

Б) Оценка ребенком созданного им изображения

1)адекватна – 3 балла

2) неадекватна – 2 балла

3) отсутствует – 1балл

3. Эмоциональное отношение к деятельности (насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относиться

А) к предложенному заданию

Б) к процессу деятельности

В) к продукту собственной деятельности

3. Уровень самостоятельности

1) Выполняет задание самостоятельно без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами

2) Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко

3) Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается

1) самостоятельность замысла

2) Оригинальность изображения

3) Стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Оценка детских работ по критерию «Творчество » дается педагогом в описательной форме носит качественный а не количественный характер и дается в описательной форме.

Публикации по теме:

Карта анализа НОД. Предлагаю вашему вниманию карту анализа непосредственно образовательной деятельности, которую я использую в своей практике. КАРТА АНАЛИЗА.

Критерии оценивания центров речевого развития детей в рамках смотра-конкурса ПОКАЗАТЕЛИ СМОТРА - КОНКУРСА Центров речевого развития детей Предлагаю Вашему вниманию показатели смотра - конкурса центров речевого развития.

Источники: http://podrastu.ru/vidy-deyatelnosti-v-starshem-doshkolnom-vozraste/izobrazitelnaya-deyatelnost/diagnostika-izobrazitelnoj-deyatelnosti-starshego-doshkolnika.html, http://pedsovet.org/publikatsii/option, com_mtree/task, viewlink/link_id, 5996/Itemid, 118, http://www.maam.ru/detskijsad/diagnostika-urovnja-ovladenija-izobrazitelnoi-dejatelnostyu-i-razvitija-tvorchestva-po-programe-t-s-komarovoi.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Зеленый стул у годовалого ребенка причины

Родители новорожденного ребенка всегда обращают внимание на характер, далее...

Ребенка увеличены лимфоузлы шее температура

» Увеличены лимфатические узлы на шее у ребенка – далее...

График искусственно вскармливаемого ребенка 4 месяцев

Основным пунктом «программы» регулярных медицинских осмотров детей до далее...

Можно ли давать семена льна детям

Лен обыкновенный – это однолетнее травянистое растение, достигающее далее...

Вязание снизу для детей спицами не реглан

АЗБУКА ВЯЗАНИЯ Вязание втачного рукава без шва. далее...

Популярные статьи

Интересно