Главная » Игры для детей

Дидактические игры для детей с нарушением интеллекта

В книге представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на коррекцию имеющихся у умственно отсталых дошкольников нарушений в интеллектуальном развитии.

Она предназначена учителям-дефектологам и воспитателям специальных дошкольных учреждений, а также родителям. Может быть использована студентами дефектологических факультетов педагогических институтов.

ОТ АВТОРА

Перед педагогическим коллективом специальных учреждений для детей раннего и дошкольного возраста, отстающих в умственном развитии, стоит задача подготовить своих воспитанников к обучению в специальной школе, а в будущем и к производительному, общественно полезному труду и к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию.

Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.

Значительное место в процессе обучения и воспитания имеют дидактические игры, которым и посвящена настоящая книга. Некоторые игры взяты из других методических пособий по воспитанию детей дошкольного возраста, но задачи, содержание и методика их проведения даны с учетом особенностей развития, воспитания и обучение дошкольников с нарушением интеллекта.

Дидактическая игра-занятие для детей с нарушением интеллекта II этапа развития На поиск волшебной шляпы

  • Закрепить знания об осенних признаках природы.
  • Упражнять в умении различать предметы по цвету. форме и величине.
  • Совершенствовать в составлении целого из частей по образцу.
  • Активизировать словарь детей.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Формировать правильную воздушную струю.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, взаимопонимание во время выполнения совместных задач.

Материал. Воздушный шарик, письмо, карта, дорожки (синяя, жёлтая, зелёная, красная), мольберт, силуэты (диких животных, птиц, деревьев), плоскостное изображение зайца и домика (треугольники и квадраты на каждого ребёнка), сундук, цепь на сундук, замки с прорезями и ключики - вкладыши на каждого ребёнка, шляпа, игрушка - Фунтик, медали на каждого, запись спокойной музыки.

Дети встают в круг и выполняют упражнение Пробуждение .

С добрым утром глазки (закрыть ладонями глаза)
Вы проснулись! (Открыть глаза).
С добрым утром ушки, (закрыть ладонями ушки)
Вы проснулись! (Открыть ушки).
С добрым утром пальчики, (ритмично сжимать и разжимать пальцы рук).
Вы проснулись!
С добрым утром солнце, (поднять руки вверх).
Мы проснулись, и друг другу улыбнулись! (Опустить руки, повороты в стороны).

Дети садятся на стульчики, воспитатель обращает внимание на воздушный шарик, который весит в группе. На конце верёвки - конверт. Воспитатель читает письмо:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут фунтик, я маленький поросёнок. Однажды наш фургончик проезжал по лесу и у меня выпал сундучок. В нём лежала моя шляпа, с помощью которой я показывал фокусы. Я боюсь идти в лес. Помогите и найдите мою шляпу. Для того чтобы вы не заблудились я нарисовал вам карту. Спасибо!

Дети рассматривают карту. Дорога предстоит не лёгкая и поэтому надо сначала сделать разминку.

Мы сначала будем топать.
А потом мы будем хлопать.
А потом повернись,
Друг другу улыбнись,
В путь дорогу торопись .

Перед детьми синяя дорога, по ней ребята попадают в осенний лес. На мольберте стоят только одни деревья.

В. Ребята, на карте нарисован осенний лес, а здесь никакого леса нет. Как быть? Дети предлагают сделать с помощью силуэтов осенний лес. Сначала вспоминают, какие признаки природы осени, какие звери живут в лесу. Осенью часто дует холодный ветер и идёт дождь.

Дыхательное упражнение Подуй на листочки . Речевое упражнение Капает дождик .

Дети накладывают силуэты на мольберт.

Смотрят на карту, по какой дороге надо идти дальше. По желтой дорожке пойдём, но на ней препятствие, лежат камни, надо выше ногу подымать и камни не задевать - в гости к зайчику.

В: Зайчик, почему ты такой грустный . У зайки много друзей, но скоро зима, а домиков всем не хватает. Как они зиму перезимуют? ребята предлагают построить домики. Рассматривают, из каких геометрических фигур состоит домик у зайчика. Сколько квадратов нужно для постройки домика? Из какой формы состоит крыша? Перед тем как начать строить домики надо размять пальчики.

На поляне дом стоит. (Из пальцев строим крышу)
Вход к домику закрыт. (Показывают ворота перед собой)
Мы ворота открываем, (отводят от себя ладони открывают )
И гостей всех приглашаем! (делают опять крышу)

Ребята составляют из силуэтов домики, зайчикам очень нравятся и они благодарят детей.

В. По какой дороге нам дальше идти? Посмотрим на карту .

По зелёной - она очень узкая, надо идти очень осторожно, ставить ножку пяточку к носку, руки держать в стороны. На полянке стоит сундук, но его не просто открыть, на нём цепь и много замков. Рядом лежать ключи, их тоже много и они все разные.

В. Ребята, сколько замков? Нас сколько? Каждый возьмёт по одному ключику и откроет по одному замку . Но сначала надо разомнём наши пальчики.

Пальчиковая игра Замок .

На двери весит замок, кто его открыть бы смог?
Постучали, повертели,
Потянули и открыли .

Дети самостоятельно вставляют ключики в замочки (игра по принципу вкладышей), сундук открыт и от туда ребята достают шляпу.

Смотрят на карту, по какой дороге можно вернуться домой. По красной. Дети возвращаются на свои стульчики.

В. Молодцы ребята, со всеми заданиями справились, устали, надо немного отдохнуть. Сядем свободно и слушаем меня . Звучит спокойная музыка.

Наши ножки шагали, они устали.
Наши руки играли, они тоже устали.
Веки опускаются, глазки закрываются. (Ребята сидят спокойно, слушают музыку, глаза закрыты).

Веки подымаются, глазки открываются . Дети отрывают глазки и видят, что к ним пришёл фунтик. Он очень рад, что ребята не испугались трудностей и нашли его волшебную шляпу. Он спрашивает ребят: как они помогли зайцам? Смогли ли они изобразить осенний лес, какой он получился, кто живёт в лесу? Трудно ли идти было по дорожкам? Какие ключики смогли открыть замки?

И он сейчас покажет фокус. Ему надо помочь, надо закрыть глаза и честно не подглядывать. Под шляпой появляются медали, которые Фунтик дарит детям, чтобы они всем рассказали, какие они смелые.

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи

Подготовила Солодовник А.В. учитель-логопед МДОУ Детский сад компенсирующего вида № 156

Общее недоразвитие речи - термин психолого-педагогической классификации. Под ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.

У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Также отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики - общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста с ОНР слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью. Отмечаются нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность графомоторных навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряжённость, неправильное положение руки во время графомоторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики, нарушение координации тонких движений руки. Поэтому необходимо развивать мелкую моторику специальными упражнениями.

Упражнение № 1 Ладошка – замри!

Цель: развитие статистической координации движений пальцев рук, упражнение в удержании позы.

Инструкция: вытянуть руки вперед с разведенными пальцами и пробовать удержать 10 секунд. Если получается удержать позу, то руки положить на стол. Педагог может слегка приложить ладони на руки ребенка.

Упражнение № 2 Привет - пока!

Цель: тренировка в сгибании и разгибании всех пальцев вместе и поочередно.

Инструкция: дети сгибают руки в локтях, держат кисти перед лицом, сгибают и разгибают пальцы одновременно, не сжимая их в кулачки. Далее сгибают и разгибают по очереди, начиная с большого пальца.

Игра № 3 Путешествие пальцев

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Материал: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах островки для передвижения пальцев.

Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой кочки .

  1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
  2. все пальцы должны участвовать;
  3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.

Игра №4 Клад

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев рук, развитие кончиков пальцев рук, соотнесение цвета, развитие внимания.

Материал: Рисунок 1 (см ниже)

Ход игры: идти по кочкам строго по карте, которая находится над сундуком.

Правило:
  1. участвуют все пальцы;
  2. палец первый не отрывать от кочки пока не перейдет другой палец.

Игра №5 Успевай-ка!

Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.

Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации.

Например, кулак – кулак – ладонь.

Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.

Игра №6 Зайка и зеркало

Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.

Инструкция: левая ладонь кверху, делаем козу . Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает козу (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Упражнение №7 Скворечник

Цель: упражнение ладоней.

Инструкция: ладони сложены вместе, пальцы смотрят вверх, локти - в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья.

Упражнение №8 Стул

Цель: развитие динамической координации, чередование движения.

Инструкция: левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части привлекается кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз.

Упражнение №9 Стол

Цель: развитие динамической координации, чередования движений, развитие переключаемости.

Инструкция: левая рука в кулачек. Сверху на кулачек опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая рука в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Упражнение №10 Барабанщик

Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов.

Инструкция: отбивая по одному такту правой (левой) рукой, одновременно с тактом, отбиваем правой рукой, ударять по столу указательным пальцем левой руки.

Упражнение №11 Усложненный барабанщик

Цель: выработка навыка произвольных движений с отказом от двигательных стереотипов, удержание позы.

Инструкция: положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на безымянный или средний на указательный (или наоборот) и слегка отстукивать темп.

Упражнение №12 Плоскогубцы

Цель: активизация и подготовка пальцев рук для работы с предметами (ручкой, карандашом, ножницами).

Инструкция: ребенок зажимает края стола между прямыми пальцами (сжимать как можно сильнее). Упражнение выполняют несколько раз.

Игра №13 Чет-нечет

Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре.

Материал: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.

Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).

Помимо данных дидактических игр и упражнений, детям можно предложить различные задания с манипулированием предметов: обводка по контуру, штриховка, шнуровка, застегивание пуговиц, завязывание узлов, различные пазлы, мозаики, лего, конструкторы, вышивка и т.д.

Источники: http://pedlib.ru/Books/1/0083/1_0083-1.shtml, http://festival.1september.ru/articles/585621/, http://www.razumniki.ru/didakticheskie_igry_narushenie_rechi.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Развивающие детские игрушки спб

Вместе с мамами и папами, мы хотим для далее...

Пиелонефрит ребенка 2 года лечение

Пиелонефрит – это воспалительное заболевание, при котором преимущественно далее...

Ребенок 7 месяцев вздрагивает

Вопрос:Моей внучке 6 далее...

Лечение грибка у детей народными средствами

Грибок стопы -это очень далее...

Аллергия на чупа чупс у ребенка

Шоколадные конфеты лучше заменить прессованными мюслями далее...

Популярные статьи

Интересно