Главная » Гимнастика для детей

Значение утренней гимнастики для детей дошкольного возраста

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика является одним из важнейших мероприятий в дошкольном учреждении. Проведение утренней гимнастики тесно связано с организованным началом дня, переключением внимания детей на совместные формы деятельности во время режимных процессов. С утренней гимнастики начинается день у ребенка в детском саду и от того, каким будет это начало, зависит его настроение на целый день, его настрой на дальнейшую деятельность, на взаимообщение с детьми и с взрослыми. Поэтому утренняя гимнастика должна создать у детей хорошее настроение.

У себя в детском саду я придаю большое значение утренней гигиенической гимнастике.

В нашем саду присмотра и оздоровления утренняя гимнастика помогает решать основную задачу – оздоровления детей, воспитания у них привычки к здоровому образу жизни.

Упражнения утренней гимнастики влияют на формирование и коррекцию эмоциональной сферы ребенка: доставляют детям большое удовольствие и радость, снимают напряжение, воспитывают в характере оптимистический и жизнерадостный склад, открытость миру.

Утреннюю гимнастику мы начинаем проводить с двух лет. Продолжительность занятий 10–15 минут. За это время можно успеть очень много. В утреннюю гимнастику включаются упражнения оздоровительного характера: дыхательные, точечный массаж и самомассаж, упражнения на расслабление, пальчиковые упражнения и др.

Все эти упражнения используются в процессе занятия. Например, утренняя гимнастика у нас проводится только с предметами. В группах младшего дошкольного возраста это мячи разного размера, мячи – ежики, массажные палочки, кубики, флажки, ленточки, мягкие игрушки, мелкие предметы (каштаны, шишки), кегли, платочки; уже с трехлетнего возраста мы используем обручи, палочки гимнастические. Начинаем сажать детей на фитболмячи. Далее начинаем использовать “косички”, скакалки, длинные веревки. То есть такая методика помогает развивать руки ребенка, что очень важно для него.

В каждое занятие утренней гимнастикой я включаю упражнения на прокатывание предметов по телу ребенка, что является самомассажем.

В процессе занятия утренней гимнастикой я по возможности акцентирую внимание детей на правильном дыхании во время выполнения упражнений, на длительность и силу вдоха и выдоха, использую упражнения с задержкой дыхания.

Упражнения для утренней гимнастики подбираются несложные, не требующие больших усилий и большого напряжения, но требующие ловкости и координации. К каждому ребенку – индивидуальный подход. Случается, что ребенок считает, что он не справится с данным упражнением, или у него просто нет настроения. Ищу способ помочь ему с этим справиться. Сделав первый шаг, ребенок с удовольствием включается в дальнейшую работу.

Я не требую с самого начала от детей четкого и правильного выполнения упражнений, акцентирую внимание лишь на главном звене и направлении движения. Важно чтобы дети получили удовольствие от выполнения упражнения и справились с ним. Постепенно в результате многократного повторения дети овладевают упражнением и начинают выполнять его более правильно и четко, что позволяет мне постепенно усложнять задание

Приветствуется инициатива и творческий подход. Упражнениям я не даю названия, это делают сами дети. Сначала я просто спрашиваю у них, на что это похоже, или что это им напоминает, а в дальнейшем они сами называют упражнения. Постепенно с увеличением запаса движений дети могут и сами придумать упражнение или движение.

Занятия утренней гимнастикой подготавливают детей к дальнейшим занятиям физической культурой. Ежедневные занятия приводят к тому, что дети старшей и подготовительной групп уже хорошо владеют предметами: мячом, скакалкой (умеют прыгать через нее), обручем (крутят обруч, прокатывают его, пробегают в катящийся обруч) и др. Это помогает мне разнообразить основные занятия физической культурой.

Примерные упражнения с обручем, используемые для проведения утренней гимнастики:

  • ходьба по кругу в колонну, обруч справа, катить обруч рядом с собой правой рукой, затем то же левой;
  • продолжаем катить обруч справа, по сигналу инструктора – переступить через обруч, оказаться в его середине, перехватить обруч в левую руку, переступить через него, продолжать катить обруч левой рукой. То же наоборот.
  • ходьба по кругу в колонну, обруч в правой руке, левой рукой взять обруч соседа, получилась “живая цепочка”. Продолжаем ходьбу, бег, поднимаем обручи вверх, опускаем вниз и т. д.;
  • и.п. – “цепочка”.
    1 – отпустить обруч соседа;
    2–3 – пролезть в свой обруч, держа его только правой рукой (“разорвать цепочку”);
    4 – взять обруч соседа;
  • крутить обруч на талии в и.п. стоя, сидя на коленях, в ходьбе по кругу; на руке, на ноге в движении;
  • подбрасывать обруч прямой рукой и ловить его;
  • катить обруч, катить два обруча одновременно – вместе, справа и слева, катить обруч, повернувшись спиной к движению;
  • инструктор катит обруч, ребенок должен пробежать в него “змейкой”;
  • инструктор катит 2,3 обруча сразу; 2 обруча поочередно и т.д.

Развитие и воспитание дошкольников

Значение утренней гимнастики

В дошкольных учреждениях обычного типа утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком, в детских садах с круглосуточным пребыванием детей сразу же после ночного сна (зарядка).

Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы. Она направлена главным образом на решение оздоровительных задач. Способствуя укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, она в то же время создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями. Сочетание утренней гимнастики с водными процедурами очень полезно для закаливания детского организма.

Зарядка, которая проводится сразу же после ночного сна, помогает «пробудить» ребенка, усилить деятельность всех органов и систем и организованно начать день в дошкольном учреждении.

В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени и другие задачи физического (формирование правильной осанки, развитие физических качеств), умственного нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Построение утренней гимнастики. Начинается она со строевых упражнений. Затем следуют разные виды ходьбы в чередовании с бегом, которые усиливают дыхание, кровообращение. После ходьбы и бега дети перестраиваются для выполнения общеразвивающих упражнений. За ними даются прыжки и более интенсивный бег. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с различными положениями рук. В конце дети могут прочитать хором стихи, в которых подчеркивается значение утренней гимнастики, или спеть песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).

Подбор упражнений для утренней гимнастики. Для утренней гимнастики используются общеразвивающие, строевые упражнения и основные движения.

Общеразвивающие упражнения в наибольшей степени соответствуют оздоровительной направленности. Они подбираются таким образом, чтобы одновременно оказывали влияние на крупные (рук и плечевого пояса, туловища и ног) и мелкие мышцы (шеи, кисти, пальцев рук, стопы). Упражнения.
могут выполняться без предметов, предметами и на предметах, из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа). Не рекомендуется включать в утреннюю гимнастику упражнения одностороннего характера (поднять вверх сначала одну руку, затем другую), небольшой амплитудой (полунаклоны, полуприседания), не оказывающие значительного физиологического влияния на организм (воздействующие только на мелкие мышцы кисти, пальцев, стопы).

Основные движения (ходьба с высоким подниманием колен, широким шагом, бег, прыжки) используются для укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной систем.

Для правильного размещения детей применяются строевые упражнения (построение, перестроение, повороты, размыкания и смыкания).

Детский сад 1982 - 105064 г.Москва, Малый Демидовский пер.,д.3А

Известно, что дети по своей природе чрезвычайно энергичны и подвижны. Ребенку трудно сидеть неподвижно, его утомляет однообразие. Когда ребенок ничем не занят, он начинает бегать, возиться, шуметь. Родители нередко удивляются, откуда у него столько энергии. Целый день в движении и не устает. «Сядь, посиди спокойно!» - говорят они, упуская из виду, что ребенок может быть утомлен не столько движением, сколько бездеятельностью. Быть постоянно деятельным - естественное состояние растущего организма.

Органы человеческого тела действуют и развиваются в нераз­рывной взаимопомощи. Мышцы ребенка составляют около 40% об­щего веса тела ребенка. Отсюда понятно, какое огромное значение имеет правильная деятельность их у ребят.

Во время физической подготовки: физических упражнений, игр ребенок развивает свою мышечную систему. Мышечная же работа усиливает обмен веществ, повышает деятельность сердца и легких, вызывает изменения в составе крови.

Когда ребенок усиленно двигается - бегает или прыгает, то усиливается приток крови к мышцам. Они полнее омываются кровью, получают питательные вещества, а отработанные продук­ты распада, «шлаки», выводятся из организма кровью. От физичес­ких упражнений укрепляются мышцы, становятся более упругими, сердце становится более сильным, выносливым. Таким образом, благодаря движениям укрепляется весь костно-мышечный аппарат, происходит формирование пропорций тела. Способствуя общему укреплению организма, движение одновременно влияет на укрепле­ние нервной системы. А это очень важно, т.к. дети дошкольного возраста нередко неуравновешенны, легко возбудимы. Чтобы растущий организм нормально развивался, ему необходима постоянная тренировка. Вот почему движения являются насущной потребностью детей. При недостатке движений физическое разви­тие задерживается, ребенок ослабевает, чаще подвергается всевоз­можным простудным и другим различным заболеваниям.

Физическая нагрузка должна сменяться отдыхом - только при этом условии в процессе двигательной активности будет проис­ходить достаточное накопление в мышцах питательных веществ.

Недостаточно развитая мускулатура, мягкость и эластичность костей являются одной из причин искривления позвоночника. Длительные сильные, не соответствующие возрасту мышечные напряжения могут привести к преждевременному окостенению и, следовательно, задержке роста детей.

День ребенка всегда должен начинаться с утренней гимнастики. Во многих семьях взрослые делают гимнастику под музыку. Могут ли к ним присоединиться дети-дошкольники? Конечно, нет. Упраж­нения, предназначенные для взрослых, в большинстве случаев, трудны и утомительны для детей. Комплекс движений для взрослых рассчитан на значительную физическую нагрузку, которая непо­сильна для маленького ребенка.

Не следует использовать сильные наклоны туловища назад: они могут ухудшить осанку ребенка. Поэтому для ребенка подбирается специальный комплекс гимнастических упражнений, предусмат­ривающий его физиологические потребности, особенности. Утрен­няя гимнастика дает эффект тогда, когда она проводится не от случая к случаю, а ежедневно.

Систематический подход к проведению гимнастики может явиться ценным средством оздоровления и воспитания ребенка. Гимнастика укрепляет мышцы ребенка, вырабатывает хорошую осанку, улучшает дыхание и кровообращение, стимулирует работу всех внутренних органов, дыхание становится глубоким, ритмич­ным, усиливается обмен веществ, все это улучшает самочувствие ребенка, повышает аппетит. Кроме оздоровительного, утренняя гимнастика имеет и воспитательное значение. Не зря утреннюю гимнастику называют «Зарядкой». Она создает настрой на весь день: бодрое настроение, поднимает жизненный тонус, приводит организм ребенка в состояние работоспособности.

Как проводить утреннюю гимнастику, чтобы она дала положи­тельные результаты?

Перед тем, как ребенок встает с постели после сна, хорошо про­ветривайте комнату, форточку оставляйте открытой даже в холодные дни (осенью, зимой форточку можно слегка приоткрыть или заслонить марлей), чтобы струя холодного воздуха не попадала непосредственно на ребенка. Весной и летом гимнастику проводите при открытых окнах, а по возможности - прямо на воздухе.

Ребенок быстро вместе со взрослыми встает с постели на коврик и приступать к зарядке. «Ну-ка, встань прямо!» -говорите Вы, встав напротив ребенка, - «Отведи плечи назад, руки опусти вдоль туловища, слегка расставь ноги. Вот так. »

Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в конкретном, четком показе. Ребенок дошкольного возраста лучше успевает то, что непосредственно видит. Гимнастика начинается с ходьбы со словами «Раз-два, раз-два», а лучше в сопровождении музыки или музыкального инструмента. Во время ходьбы предлагать ребенку различные упражнения. Так, например, для предотвращения плос­костопия следует давать корригирующие упражнения (ходьба на носках, ходьба на пятках, на внешней стороне стопы).

Предложите ребенку небольшую пробежку, после которой перейдите снова на ходьбу. А затем проведите с ним несколько упражнений. Во время выполнения упражнения обязательно кон­тролируйте дыхание ребенка. Делается это очень просто: на выдохе при сужении грудной клетки предложите произнести какое-нибудь слово или звук (вниз, ш-ш-ш).

Как подбирать упражнения для комплекса утренней гимнастики?

Прежде всего, упражнения подбираются доступные детям. Упражнения, входящие в утреннюю гимнастику, должны быть разнообразными и охватывать основные группы мышц (шеи, плечевого пояса и рук, спины, живота, йог). Такие упражнения не утомительны, т.к. при их выполнении одни группы мышц рабо­тают, а другие в это время отдыхают.

Проведение утренней гимнастики хорошо сочетается с закаливающими процедурами. Закаливание ребенка следует начи­нать с первых дней жизни ребенка.

Не проявляйте поспешности в осуществлении закаливания организма. В деле закаливания необходима постепенность, после­довательность и систематичность. Дайте организму ребенка втя­нуться, привыкнуть к мерам закаливания, и тогда вы будете вознаграждены за терпение: ребенок станет крепким и здоровым.

Уважаемые родители, помните! Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект.

Все это сделать в Ваших силах. Удачи Вам в воспитании здоро­вых детей.

Источники: http://festival.1september.ru/articles/569624/, http://parohod.kg/fisic_vospitanie/910-znachenie-utrennejj-gimnastiki.html, http://detsad-1982.ru/2012-01-15-10-38-28/2012-01-15-11-31-17/129-2012-01-31-08-35-55.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Кариес у детей до 3 лет лечение

В последние годы выявлена тенденция далее...

У ребенка изо рта пахнет соплями

С таким явлением, далее...

Уровни адаптации детей к детскому саду

Уважаемые родители, бабушки далее...

Распродажа детских развивающих игрушек

АбаканАксай (Ростовская обл.)АктобеАлександровАлматыАльметьевскАнгарск г (Иркутская обл)АрмавирАрхангельскАстанаАстрахань Балаково далее...

Подушка 4 месячного ребенка

Взрослые, привыкшие к подушке, задумываются над тем, что, далее...

Популярные статьи

Интересно