Главная » Гимнастика для детей

Значение артикуляционной гимнастики детей

Как проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников?

Речь человека - это результат совместной работы целого ряда органов, отвечающих за произношение звуков и артикуляцию. Поэтому необходимо развивать навыки артикуляции с ранних лет, когда ребенок только учится говорить. Хорошим помощником в этом деле становится специальная артикуляционная гимнастика для детей.

В наше время она доступна любому желающему - найти картинки или видео с упражнениями в интернете не составляет никакого труда. На видео отчетливо видно, как именно нужно проводить приемы, развивающие артикуляцию.

Подготовка

Артикуляционная гимнастика - это различные комплексы упражнений, развивающих органы речи: язык, губы, небо и другие. Ее целью является тренировка всех этих органов и выработка правильного их положения. Хотя уроки могут отличаться, для всех них существуют общие рекомендации, которые желательно соблюдать для достижения наилучшего результата:

  • упражнения необходимо делать регулярно: несколько раз в сутки, заниматься нужно не меньше 3 минут;
  • за один раз их не нужно делать более 3, из них 2 должны быть уже знакомыми, и только 1 может быть неизвестным ранее;
  • каждое упражнение нужно повторять около 5 раз;
  • примеры, направленные на закрепление расположения органов артикуляции, нужно делать около десяти секунд;
  • необходимо соблюдать градацию, постепенно усиливая сложность;
  • для маленьких детей, дошкольников, нужно проводить уроки в форме игры;
  • для начала гимнастики лучше всего подходят упражнения для губ.

Ребенок во время занятия должен сидеть, но при этом отчетливо видеть лицо взрослого и свое собственное, чтобы у него была возможность контролировать себя во время выполнения упражнений.

Поначалу дети выполняют уроки напряженно, но затем, по мере привыкания к таким занятиям, их движения становятся более расслабленными и, вместе с тем, координированными. План занятия с ребенком любых лет должен выглядеть так:

  • просмотр видео или рассказ о предстоящем упражнении;
  • демонстрация;
  • выполнение упражнения ребенком под контролем взрослого.

Если что-то не получается, можно смотреть еще раз видео или помочь ребенку найти необходимое положение артикуляционных органов с помощью ложки, чистых рук или медицинского шпателя. Такие уроки помогут выработать правильное произношение слов, избавят от регулярных посещений логопеда для коррекции неправильно закрепленных навыков, что особенно важно для дошкольников.

Примеры упражнений

Упражнения для дошкольников призваны наладить правильную артикуляцию, развить органы речи. Они необходимы детям, имеющим правильное произношение звуков, но слабую четкость (каша во рту ). Также существуют специальные комплексы, направленные на обучение ребенка произносить определенные звуки, которые чаще всего вызывают трудности: р , л , шипящие. Такие упражнения подбираются индивидуально, в зависимости от того, с каким именно звуком у ребенка проблемы.

Общие упражнения бывают для:

  • губ и их подвижности;
  • щек;
  • языка;
  • нижней челюсти;
  • глотки и мягкого неба.

В каждой категории есть примеры, которые подходят для детей различных лет жизни. Некоторые можно выполнять уже в младенческом возрасте, задолго до того, как ребенок учится говорить. Например, детям первых лет жизни понравится вытягивать губы.

На развитие губ, щек
  1. Улыбаться, не показывая зубы.
  2. Растягивать рот в улыбке, показывая сомкнутые зубы.
  3. Приподнять верхнюю губу, обнажая зубы.
  4. Вытягивать губы трубочкой, вращать ими в разные стороны.
  5. Слегка вытягивать губы, показывая сомкнутые зубы.
  6. Беззвучно открывать-закрывать рот, хлопая губами.
  7. Втянуть щеки, резко открыть рот.
  8. Резко выдыхать воздух, заставляя губы вибрировать.
  9. Надувать и втягивать щеки.

На развитие языка
  1. Свернуть язык трубочкой.
  2. Прижать язык нижней стороной к небу.
  3. Упереть кончик языка в нижние зубы (язык выгибается).
  4. Напрячь язык, высунуть его как можно дальше.
  5. Улыбнуться, касаться кончиком напряженного языка уголков рта.
  6. Распахнуть рот, вытягивать язык вверх и вниз.
  7. Закрыть рот, упираться языком по очереди в щеки.
  8. Щелкать языком.
  9. Облизывать губы.
  10. Облизать широким языком верхнюю губу.
  11. Провести широким языком от верхних зубов вглубь рта.

На развитие челюсти
  1. Имитировать жевание (с открытым и закрытым ртом).
  2. Широко открывать рот, не высовывая язык.
  3. Открыть рот, вести челюстью влево-вправо-вперед.
  4. Максимально широко открыть рот, тянуть язык к подбородку.
  5. Открывать и закрывать рот, преодолевая сопротивление, напрягая мышцы.

На развитие неба и глотки
  1. Зевать (с открытым и закрытым ртом).
  2. Кашлять с высунутым языком, рот должен быть открыт.
  3. Надувать что-либо (шарики, мыльные пузыри и так далее).
  4. Совершать мелкие глотки.
  5. Изображать полоскание горла.
  6. Втягивать язык от подбородка, преодолевая сопротивление.

На этом самые распространенные общие уроки для дошкольников по артикуляции заканчиваются. Все эти упражнения не составляет никакого труда найти на видео. Существует еще много различных упражнений, но они менее известны или нацелены на выработку конкретных звуков. Их не нужно проводить всем детям, а только тем, кто испытывает сложности с данными звуками.

Лучше всего, как уже было сказано, дети усваивают упражнения в форме игры. Поэтому нужно проявить воображение: для этих упражнений можно придумать короткие четверостишия, объясняющие, что нужно делать, сочинить отдельную сказку, включающую в себя комплекс упражнений. Можно использовать подручные средства - в упражнениях на облизывание губ смазать их любимым лакомством ребенка, сопротивление в упражнениях, где оно необходимо, можно обеспечить с помощью бинта.

Существует множество решений, как разнообразить артикуляционную гимнастику и сделать ее интересной и привлекательной для дошкольников. В этом могут помочь многочисленные видео в интернете, подсказывающие новые идеи.

Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии детей.

Роль артикуляционной гимнастики в речевом развитии детей.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений органов артикуляции. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка
прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!

Раскрыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу и снова к подбородку. Так качаются качели!

Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.

Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять – получится чашечка.

Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу движением сверху вниз.

Открыть рот, поднять язык к небу и щелкам им. Показать, как цокает лошадка.

Открыть рот и присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.

Открыть рот, поднять язык к бугоркам за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: Д-д-д-д .

На первых занятиях можно выполнить только несколько понравившихся ребенку упражнений. Потом количество упражнений можно увеличивать. Не заставляйте ребенка делать те упражнения, которые у него пока не получаются. Только после нескольких тренировок возможен положительный результат. И лучше всего выполнять упражнения тогда, когда и у взрослого, и у ребенка отличное настроение.

  1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. – М. 2003.
  2. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. – С.38-43.
  3. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.

Подготовил:Е.Ю. Горбанюк, логопед реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Подробности Категория: Консультации для родителей

Значение артикуляционной гимнастики
для формирования правильного звукопроизношения.

Учитель-логопед: Жданова Наталья Викторовна

Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться управлять речевыми органами. К основным речевым органам относятся нижняя челюсть, мягкое нёбо, губы, щеки и язык. В последнее время все чаще у детей отмечаются их недостаточные подвижность и переключаемость, а значит, им недоступны звуки, при произнесении которых необходимы сложные, согла­сованные движения губ и языка. Поэтому, начинаяс 2-летнего возраста, полезно проводить спе­циальную артикуляционную гимнастику. Это специальных игры и упражнения, которые способствуют снятию мышеч­ной напряженности органов артикуляционного аппа­рата, формируют умение чувствовать и контролиро­вать их движения.

Положительный эффект возможен только втом случае, когда упражнения выполняются ежедневно, а главное — правильно. Поэтому взрослый должен не только показать ребенку новое упражнение, но и проконтролировать качество его выполнения. Если малышу трудно выполнить упраж­нение, необходимо проводить массаж губ и язы­ка и пассивную артикуляционную гимнасти­ку. Логопедический массаж должен выполнять специалист, а самомассаж (так называется легкий массаж) ребенок может выполнить сам (по образцу).

Звуки речи образуются в результате прохождения воздушной струи через гортань, глотку и ротовую по­лость в момент речевого выдоха. Если же ребенок не может сделать достаточно глубокий вдох, то воздуш­ная струя на выдохе будет слабой, а значит, многие звуки (свистящие, шипящие и звук Р) у ребенка даже при правильной артикуляции не получатся. Такая проблема чаще всего возникает у детей, часто болею­щих простудными заболеваниями.

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Активная артикуляционная гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ,щек и языка. Ее ребенок выполняет сам, повторяя дви­жения, показанные взрослым. Артикуляционные уп­ражнения бывают статическими (удержание органов - артикуляции в определенной позе в течение 2—5 се­кунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения). Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды: «Раз, два, три — отдохни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять — теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому выполняются в более быст­ром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два. ») или же по команде взрослого. На­пример, при выполнении упражнения «Качели», предусматривающего подъем и опускание языка, коман­ды могут быть такими: «Вверх-вниз, вверх-вниз. » Артикуляционные упражнения выполняются мед­ленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копи­рует, и себя самого, а взрослый следил, все ли пра­вильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответствующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку).

Комплекс упражнений для детей

младшего дошкольного возраста

С ребенком младшего и среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляцион­ных упражнении, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ре­бенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верх­ние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет вы­полнять самые разные движения.

В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превра­титься в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс раз­вития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться вы­полнить все упражнения, лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2—3 упражнения.

Упражнения для развития органов артикуляции.

1. «Заборчик» (улыбнуться, показать сомкнутые зубы).

Зубки ровно ты смыкаешь и «заборчик» получаешь.

2. «Хобот слонёнка» (вытянуть сомкнутые губы вперёд)

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

3. «Шарик» (надуть щёки и удерживать их в таком положении 3-5 сек)

Шарик надувай, воздух ты не выпускай.

4. «Лопаточка » (улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу).

Язык лопаткой положи и спокойно подержи.

5. «Прятки» (высовывать и убирать язычок назад в рот)

Мы играем в прятки, где ж твоя лопатка?

6. «Иголочка» (открыть рот и, улыбаясь, высунуть как можно дальше длинный, узкий, остренький язычок)

Вот она, иголка, – и остра, и колка.

7. «Лошадка» (улыбнуться, приоткрыть рот, медленно поцокать кончиком языка; следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась )

Ты с лошадкой прокатись, звонко цокать поучись

Источники: http://stranadetstva.ru/znachenie-artikulyacionnoj-gimnastiki-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta, http://jemchujina.my1.ru/publ/rol_artikuljacionnoj_gimnastiki_v_rechevom_razvitii_detej/1-1-0-157, http://lebds3.org.ru/index.php/konsultatsii-dlya-roditelej/550-znachenie-artikulyatsionnoj-gimnastiki-dlya-formirovaniya-pravilnogo-zvukoproiznosheniya

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Сколько должен спать ребенок в 11 месяцев

Нет, наверное, такой мамы, которую бы не волновал далее...

Новорожденный берет грудь плачет

Сейчас в очень многих роддомах практикуют так далее...

Что готовить 9 месячному ребенку

В меню ребенка даже в 9 месяцев все еще далее...

Аллергия на ибуфен у ребенка фото

Знаменитый американский философ и математик Чарльз Сандерс далее...

Месячный ребенок не какает 3 дня

здравствуйте! скажите пожалуйста, сынуля далее...

Популярные статьи

Интересно