Главная » Диагностика детей

Тест для диагностики готовности к письму ребенка

Определение уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма.

Для прогнозирования успешности овладения детьми графикой письма необходимо определить общий уровень готовности к овладению этим навыком и уровень развития каждого из компонентов, определяющих успешность формирования графики

В основе определения уровня готовности детей к овладению графикой письма лежит методика обследования С.О. Филипповой.

Диагностику необходимо проводить до начала занятий специальными упражнениями, чтобы выявить различия в подготовке детей и определить индивидуальную программу деятельности для каждого ребёнка.

Диагностика включает в себя обследование пяти компонентов:

Результаты исследования подразделяются на уровень готовности детей к овладению графикой письма, которые заносятся в сводную таблицу.

Диагностика проводится в групповой комнате с использованием незначительных подручных средств.

Предварительный просмотр:

Определение уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма.

Для прогнозирования успешности овладения детьми графикой письма необходимо определить общий уровень готовности к овладению этим навыком и уровень развития каждого из компонентов, определяющих успешность формирования графики

В основе определения уровня готовности детей к овладению графикой письма лежит методика обследования С.О. Филипповой.

Диагностику необходимо проводить до начала занятий специальными упражнениями, чтобы выявить различия в подготовке детей и определить индивидуальную программу деятельности для каждого ребёнка.

Диагностика включает в себя обследование пяти компонентов:

Результаты исследования подразделяются на уровень готовности детей к овладению графикой письма, которые заносятся в сводную таблицу.

Диагностика проводится в групповой комнате с использованием незначительных подручных средств.

«Построй башню». Для проведения теста необходим набор бочонков из игры «Лото». Задача тестируемого, ставя бочонки друг на друга, построить башню. Взрослый считает каждый поставленный бочонок. В протокол записывается количество бочонков, при которых башня стояла.

Если устояло 6 бочонков и более – 3 балла

6 – 4 бочонка – 2 балла

4 – 2 бочонка – 1 балл

1 бочонок – 1 балл

«Десять точек». В левой половине листа бумаги нарисовано десять точек по контуру правильного пятиугольника со стороной 4 см. испытуемому предлагается рядом (в правой стороне листа)нарисовать десять точек повторяя их расположение как на образце. Тест оценивается по трех бальной шкале:

3 – балла – точное расположение точек с сохранением масштаба рисунка.

2 – балла - небольшое нарушение расстояния между точками при сохранении формы пятиугольника, или копирование формы при нарушении масштаба.

1 - балл – форм пятиугольника не сохранена, точки расположены по кругу или квадрату.

0 – баллов – задание не выполнено.

«Хлопки». Воспроизведение ритмического рисунка хлопками. Тестируемому предлагается пять упражнений разной сложности:

Если ребёнок точно воспроизводит ритмический рисунок, то он получает – 2 балла. 1 балл – получает в случае небольших погрешностей. Если не может правильно повторить упражнение – 0 баллов.

4. «Ручная умелость»

«Конфета на верёвочке».для проведения теста необходима деревянная катушка, к которой прикреплена нитка длиной 50 см. К концу нитки привязывается конфета. Тестируемый стоя, взяв края катушки, наматывает на них нитку, пытаясь добраться до конфеты. Засекается время выполнения задания.

3 балла – ребёнок затратил на игру 10-15 сек.

2 балла – ребёнок затратил на игру 15-20 сек.

1 балл – ребёнок затратил на игру 20-25 сек.

0 баллов – более25 сек.

Графическая подготовленность не является компонентом физического развития и не предполагает специальных упражнения для своего развития. Однако графическая подготовленность является одним из наиболее важных компонентов для подготовки детей к овладению графикой письма.

Для определения уровня готовности детей к овладению графикой письма был разработан тест «Речка»(С.А.Филиппова, О.К.Каминский). Важным движение при выполнении теста является темп и ритм. Контур «Речки» для всех возрастов предлагается одинаковый. Количество штрихов в графическом упражнении для детей шестого года жизни – 20( на тетрадном листе в крупную клетку), для детей седьмого года жизни - 30(на тетрадном листе с обычной клеткой)

Методика проведения теста заключается в следующем: по сигналу взрослого дети должны сделать 20 -30 мостиков от одного берега реки к другому. Штрихи чертятся сверху вниз по вертикальным линиям клеток тетрадного листа.

Тест оценивается по пятибалльной шкале:

5 – баллов – задание выполнено полностью, без искажения линий и захождения за берега речки. Допускается невыполнение одной линии.

4 – балла – задание выполнено полностью, но с незначительными искажениями.

3 – балла - задание выполнено полностью, но со значительными искажениями.

2 – балла - задание выполнено полностью, но со значительными большими искажениями. 50% ошибок.

1 – балл – задание выполнено не полностью и с очень значительными ошибками.

По результатам всего диагностического исследования определяется общий уровень готовности дошкольника к овладения графикой письма.

14 – 16 баллов высокий уровень готовности. Достаточно развиты все необходимые компоненты: пространственные представления, чувство ритма, ручная умелость. координация движении и графические навыки.

10 – 13 баллов средний уровень готовности. ребенок считается готовым к овладению графикой письма. но не в полной мере.

10 баллов и ниже – низкий уровень готовности. Свидетельствует о совершенной неготовности руки к овладению графикой письма.

Результаты тестирования рекомендуется заносить в сводную таблицу готовности, которая используется в дальнейшем для комплектования групп по уровням.

Сводная таблица результатов готовности детей к овладению графикой письма

Основной целью психологического обследования (диагностики) ребенкапри приеме в школу является выявление актуального уровня его психического развития, а также индивидуально-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик. Только своевременная диагностика может обеспечить надежный прогноз дальнейшего развития и обучения ребенка, а также успешность построения коррекционно-развивающей работы, приводящей к полноценному формированию готовности к обучению к школе.

Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению. имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

вес мозга 6 - 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;

к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;

в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;

развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

- Ребенок знает основные цвета и их оттенки. может правильно различать тяжесть предметов. допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом. выделяет основные части и соотносит их между собой. умеет находить схожие и отличительные признаки предметов ;

- У ребенка достаточно развита произвольная память. старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;

- У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание. которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;

- У дошкольников развиваетсянаглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;

- У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью. увеличением количества обобщающих слов. становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях. которые произошли с ним некоторое время назад.

- У дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени. чем на предыдущихэтапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность. которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.

- У ребенка уже сформированы пространственные отношения. он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

Итак, диагностика готовности к школьному обучению, которую проводит психолог. включает:

Диагностику физиологической готовности. т.е. изучение:

- общего физического развития;

- произвольной регуляции действий.

Диагностику психологической готовности. т.е. изучение уровня развития:

Менеджмент

Лекции по дисциплине практическая психология

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Центральные компоненты, которые составляют психологическую готовность к обучению в школе:

- новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

- в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

- в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

- в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.

- в дошкольном возрасте в основном завершается процесс овладения речью: к 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму; развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения, завершается процесс фонематического развития; развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка и синтаксического. Усвоение грамматических форм языка и приобретение большего активного словаря позволяют им в конце дошкольного возраста перейти к конкретности речи

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в зону ближайшего развития ребенка.

Если зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, он не сможет усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.

Уровень психического развития ребенка как предпосылка к успешному обучению в школе должен проявляться в следующих психологических сферах: мотивационной, произвольной, интеллектуальнойи речевой. Соответственно сферам выделяются и компоненты психологической готовности к школе.

Как правило, все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путем при нормальном развитии ребенка-дошкольника.

Диагностика психологической готовности к школедолжна проводиться прежде всего в интересах профилактики нежелательного психического развития ребенка. Если диагностика проводится непосредственно перед поступлением детей в школу, то детскому практическому психологу следует понимать, для чего он это делает. Могут быть следующие цели диагностики готовности к школе:

- понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

- выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

- распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их зоной ближайшего развития , что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

- отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школе.

Методы диагностики психологической готовности к школе условно можно разбить на три группы.

1) Тесты школьной зрелости. В качестве примеров здесь могут быть названы Ориентировочный тест школьной зрелости Керна— Йирасека и интеллектуальные шкалы П. Я. Кеэса .

2) Тесты готовности к школе. Эти методы диагностики объединили две группы тестов: тесты обученности в дошкольном возрасте, тесты достижений и тесты способностей, или прогностические тесты, для оценки готовности ребенка к обучению в первом классе школы.

3) Методы определения сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Методика Узор , Графический диктант , Рисование по точкам или Образец и правило . Описанные выше три методики, по существу, определяют развитие того или иного аспекта произвольного поведения ребенка, но не дают достаточной информации о психологической готовности ребенка к школе в целом.

4) Особняком от других методов определения психологической готовности к школе стоит методика М. Н. Костиковой (1987). Автор предлагает ориентироваться не на результат тестового испытания (с испытуемым проводят методики, исследующие мышление, память и т.д. а на процесс решения, анализируя при этом затруднения, испытываемые детьми, и те виды помощи, которые необходимы им для успешного выполнения задания.

5) Диагностическая программа (Гуткина Н. И. 1993, 1996, 2002), состоящая из оригинальных методик. Программа показала хорошую прогностическую значимость, а также удовлетворяла следующим важным требованиям: обследование не должно быть слишком длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель-май); программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о психологической готовности ребенка к школе. Методика Внутренняя позиция школьника , Домик , Да и нет , Сапожки , Последовательность событий , Звуковые прятки .

Лекции
  • Главная страница
  • Психопатология. Лекции.
  • Наркомания: диагностика, клиника, лечение
  • Общая психиатрия (психопатология). Лекции.
  • Основные технологии профилактики наркомании. Курс лекций.
  • Лекции по дисциплине психопатология
  • Лекция. Расстройства мышления
  • Лекции по дисциплине практическая психология
  • Лекции по дисциплине Педагогическая психология
Подготовка к экзамену
  • Ответы по психиатрии
  • Вопросы к зачету профилактика наркомании и алкоголизма.
  • Ответы на вопросы к экзамену по психиатрии
  • Ответы к экзамену по психиатрии
  • Психиатрия. Ответы на экзамен.
  • Ответы по дисциплине основы судебной психиатрии
  • Ответы на зачет профилактика зависимостей
  • Психопатология. Ответы на экзаменационные вопросы.
  • Вопросы и ответы по психиатрии
  • Клиника интеллектуальных нарушений. Ответы.
  • Вопросы и ответы на экзамен по психопатологии
  • Шпаргалки по дисциплине практическая психология
  • Шпаргалки по дисциплине педагогическая психология

Источники: http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2012/07/06/opredelenie-urovnya-gotovnosti-doshkolnikov-k-ovladeniyu-grafikoy, http://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/834-diagnostika-gotovnosti-rebenka-k-shkolnomu.html, http://www.lartdoll.net/lektsii-po-distsipline-prakticheskaya-psikhologiya/32-konspekt-k-jekzamenu-psihologicheskaja-sluzhba-v/793-psihologicheskaja-gotovnost-k-shkole-osnovnye.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Как понять что у ребенка болит голова

В последнее время стал очень сильно капризнячать, сваливать далее...

Сон ребенка в 7 месяцев таблица

Режим дня для ребенка в 9 месяцев включает далее...

Вязание крючком для детей для праздника осени

И украшаем осенними атрибутами (первое,что вспоминается, естественно, далее...

Протокол собрания по безопасности детей старшая группа

родительского собрания в старшей группе от 20.09.14 далее...

Обувь для 8 месячного ребенка

Maddox is 2-feet далее...

Популярные статьи

Интересно