Главная » Диагностика детей

Диагностика детей старшего дошкольного возраста по фгос

Актуальность исследования проблемы диагностики и коррекции речевого развития старших дошкольников обусловлена, во-первых, содержанием образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа ДО), определяемой федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и направленной на обеспечение речевого развития дошкольников в рамках реализации одноименной образовательной области [3]. Во-вторых, ФГОС ДО указывает на то, что в процессе реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей, которая проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики, направленной на оценку эффективности педагогических действия и лежащей в основе их дальнейшего планирования [3]. Поэтому воспитателю детей дошкольного возраста важно уметь методически грамотно диагностировать особенности речевого развития старших дошкольников. На это прямо указывает и ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, согласно которому воспитатель детей дошкольного возраста должен уметь проводить диагностику речевого развития детей [2]. Всё это создаст оптимальные условия для выбора форм и методов планирования последующей коррекционной работы в случае выявления нарушений речевого развития. Учитывая это, психолого-педагогическая диагностика речевого развития старшего дошкольного возраста направлена на определение особенностей речевого развития для разработки индивидуального психолого-педагогического сопровождения воспитанника.

Следует отметить, что проблема речевого развития детей устойчиво сохраняет свою актуальность. На протяжении последних десятилетий ею занимались многие представители отечественной психологической науки, среди которых можно назвать Л.С. Выготского [1], Е.И. Тихееву [4], О.С. Ушакову [5], С.Н. Цейтлин [6] и многих других, акцентировавших внимание на том, что важной особенностью старшего дошкольного возраста является то, что один из его итогов – это не только уверенное использование ребенком речи, но и осознание её строения, что во многом определяет успешность последующего овладения им грамотой. Правда, возможно это только при определенных социальных, психолого-педагогических условиях, прямо или косвенно способствующих развитию речи детей. Поэтому так важно, чтобы воспитатели обладали всеми необходимыми компетенциями, в том числе, направленными на диагностику речевого развитии воспитанников [2], и соблюдали все необходимые организационно#8208;методические требования к её проведению [7, c.188].

Приступая к диагностике речевого развития воспитанников, воспитатель может ориентироваться на следующие основные задачи:

Своевременно обнаружить отклонения или нарушения в развитии речи детей.

Определить причины и особенности этих отклонений/нарушений.

Разработать индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребёнка, направленный на преодоление выявленных отклонений/нарушений.

Однако на решении только этих задач деятельность воспитателя останавливаться не должна. Поскольку речь – одна из высших психических функций – является ярким показателем всего психологического развития человека, перечень задач следует дополнить, но решать их уже совместно с психологом:

Исследовать индивидуальные психологические особенности личности детей с отклонениями/нарушениями речевого развития.

Разработать образовательную программу, направленную на коррекцию выявленных трудностей.

Воспитатель может использовать самые разнообразные формы организации и проведения диагностики речевого развития: индивидуальные, групповые, фронтальные. Так же можно назвать наиболее распространённые методы: наблюдение, беседа, обследование детей.

Необходимым следствием проведения психолого-педагогической диагностики речевого развития является коррекция выявленных отклонений/нарушений, основная цель которой – содействие в достижении полноценного психического и личностного развития ребёнка. Её достижению способствуют следующие задачи, а именно:

постоянно закреплять у дошкольников любые речевые навыки, поощряя активизацию словарного запаса в игровой деятельности и общении;

постоянно контролировать звуковую и грамматическую правильность речи детей;

развивать все познавательные психические процессы с их непосредственным речевым сопровождением;

активизировать развитие словесно-логического мышления;

развивать мелкую моторику.

Известно, что вне деятельности и общения невозможно полноценное развитие речи человека. Поэтому важное место занимает совместная деятельность ребёнка со взрослыми и сверстниками. Естественно, что игровой форме должно отдаваться предпочтение. При этом чем деятельность сложнее и многообразнее, тем более ребенок заинтересован в использовании речи, вследствие чего его словарный запас будет активно пополняться, а грамматические, фонетические и другие её стороны – совершенствоваться.

Значимым психолого-педагогическим аспектом успешной работы воспитателя по развитию речи старших дошкольников является организация развивающей предметно – пространственной среды, которая, согласно ФГОС ДО, должна отвечать следующим требованиям: быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной [3].

И, наконец, важнейшим аспектом качества диагностико-коррекционной работы является непосредственная личностная заинтересованность педагога в результатах своего труда. Только в этом случае ребёнок откликнется на все педагогические воздействия и примет помощь воспитателя.

Список использованной литературы

Выготский Л.С. Психология развития человека: сб. трудов. М. Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с.

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 27.10. № 1351. Доступ из справ. -прав. системы КонсультантПлюс .

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 17.10. № 1155. Доступ из справ. -прав. системы КонсультантПлюс .

Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М. Просвещение, 1981. 111 с.

Ушакова О.С. Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно#8208;метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Владос, 2004. 288 с.

Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. М. Владос, 2000. 240 с.

Черная Е.В. Долгова О.А. Психолого-педагогические аспекты организации и проведения воспитателем детей дошкольного возраста диагностики особенностей речевого развития старших дошкольников // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 июля 2015 г.). Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. С.184-188. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/143/Action143-10729.pdf (дата обращения: 29.12).

Перейти к обсуждению работы

Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности Народное образование. Педагогика

  • РАЗВИТИЕ ,
  • DEVELOPMENT ,
  • ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ,
  • CHILDREN OF PRESCHOOL AGE ,
  • УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ,
  • LEVEL OF SOCIAL AND COMMUNICATIVE DEVELOPMENT ,
  • ДИАГНОСТИКА ,
  • DIAGNOSTICS

Аннотация
научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — АНДРЕЕВА ИРИНА АНДРЕЕВНА

Рассматривается социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста согласно основным положениям нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Обоснована актуальность коммуникативного развития дошкольников как условие полноценного психического развития ребенка. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования автором предложены уровни социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста, а также параметры и методики для исследования уровня социально-коммуникативного развития детей.

Abstract 2014 year, VAK speciality — 13.00.00, author — ANDREEVA IRINA ANDREEVNA, Pedagogical review

The article is devoted to the social and communicative development of children of preschool age according to basic provisions of the new Federal State educational standard of preschool education. Relevance of communicative development of preschool children, as a condition of full mental development of the child is proved. On the basis of the analysis and generalization of psychological and pedagogical and methodical literature on the subject of research the author offered levels of social and communicative development of children of preschool age, as well as the parameters and techniques for the research of the level of social and communicative development of preschool children.

Научная статья по специальности Народное образование. Педагогика из научного журнала Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review , АНДРЕЕВА ИРИНА АНДРЕЕВНА

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

АНДРЕЕВА ИРИНА АНДРЕЕВНА Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Ped.Rev. 2014. №4 (6). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-urovnya-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.09).

АНДРЕЕВА ИРИНА АНДРЕЕВНА Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review (2014). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-urovnya-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.09).

АНДРЕЕВА ИРИНА АНДРЕЕВНА (2014). Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-urovnya-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 21.09).

Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий.

АНДРЕЕВА ИРИНА АНДРЕЕВНА Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста // Ped.Rev. 2014. №4 (6) С.7-11.

АНДРЕЕВА ИРИНА АНДРЕЕВНА Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review (2014).

АНДРЕЕВА ИРИНА АНДРЕЕВНА (2014). Исследование уровня социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review

Наталья Краснощекова: Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста: Тесты, игры, упражнения

Где купить эту книгу? В обычном магазине или через Интернет? Заказывайте в Лабиринте ! У нас Вы можете купить книгу дешевле. а получить быстрее, чем где бы то ни было. Сделать правильный выбор Вам помогут рецензии покупателей, а также дополнительные материалы: отрывки. фото и иллюстрации .

Внимание!
Если Вы обнаружили ошибку в описании книги Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста: Тесты, игры, упражнения (автор Краснощекова Наталья Валентиновна ). пишите об этом в сообщении об ошибке. Спасибо!

Любимый книжный
теперь под рукой:

iPhone:
уже в Эппсторе!

iPad:
осенью 2016

Android:
в разработке

Лабиринт в соцсетях:

Следите за акциями и спецпредложениями,
участвуйте в викторинах, опросах и коллективных скидках,
получайте призы!

Украина +7 495 745-95-25

Сумма без скидки 0 р.

Вы экономите 0 р.

Скидка 5% уже
на второй заказ

Вход и регистрация в Лабиринт

Авторизируясь в Лабиринте, я подтверждаю, что я старше 18 лет, принимаю условия работы сайта и даю добровольное согласие на обработку своих персональных данных

Вы здесь впервые?

Мы пришлем вам письмо с постоянным кодом скидки для входа на сайт, регистрироваться для покупок необязательно

Войти по коду скидки

Вы получаете его после первой покупки и в каждом письме от нас. По этому номеру мы узнаем вас и расскажем о ваших скидках и персональных спецпредложениях!

Войти через профиль в соцсетях

Источники: http://www.scienceforum.ru/2016/1381/18032, http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-urovnya-sotsialno-kommunikativnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta, http://www.labirint.ru/books/103306/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

Избранные статьи

Маленькие соски кормление грудью

19 окт 2009, 14:01 Недавно с подругой далее...

Вязание спицами для детей шапок для девочек

Вяжем шапочку-кошку с ушками для девочки. далее...

Ребенок в утробе 3 месяца фото

Rating: 3.4/5 (45 votes далее...

Ребенку 8 месяцев очень мало пьет

Всем привет! Я столкнулась с такой проблемой: далее...

Интеллектуальные игры маленьких детей

В наше время молодые далее...

Популярные статьи

Интересно